Однокоренные слова правило 2 класс

Содержание
  1. Правило что такое однокоренные слова 2 класс?
  2. Однокоренные слова с корнем –уч
  3. Заключение
  4. Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?
  5. Родственные слова: даем определение
  6. Родственные слова отдельно — словоформы отдельно
  7. Корень один — значит, родственные?
  8. Правила подбора родственных лексем в русском языке
  9. Однокоренные слова, что это такое? Примеры
  10. Как отличить однокоренные слова от форм слов
  11. Отличия однокоренных слов от форм слова
  12. Как отличить родственные слова от форм слова
  13. Урок 3: Однокоренные слова
  14. Однокоренные слова
  15. Различие форм и однокоренных слов
  16. Части речи однокоренных слов
  17. Корень слова
  18. Проверяемые гласные в корне
  19. Непроверяемые гласные
  20. Корни с чередованием
  21. Окончание
  22. Слова без окончаний
  23. Окончания после шипящих и «ц»
  24. Окончание прилагательных
  25. Правописание слов
  26. Безударные в корне слова
  27. Корни с чередованием гласных
  28. Чередование согласных в корне слова
  29. Однокоренные слова: проводим урок во 2 классе с использованием ЭФУ
  30. Задачи урока
  31. Ключевые понятия
  32. Актуализация знаний
  33. Как разобрать задание на уроке?
  34. Возможные ошибки:
  35. Актуализация знаний. Отрабатываем алгоритм выделения корня 
  36. Закрепление изученного. Применение двух условий подбора родственных слов и различение однокоренных слов и форм слова
  37. Закрепление изученного. Подбираем родственные слова к заданным
  38. Закрепление изученного. Поиск слов с заданным корнем в тексте
  39. Однокоренные слова – определение, признаки и правила правописания
  40. Корневая морфема и её свойства
  41. Отличия от форм одного слова
  42. Омонимичные корни
  43. Проверка правописания
  44. Однокоренные слова
  45. Примеры однокоренных слов
  46. Как найти корень в слове?
  47. Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
  48. Тест на тему «Однокоренные слова»

Правило что такое однокоренные слова 2 класс?

Однокоренные слова правило 2 класс

Много лет назадНе был он фруктовым,Был он только словом.Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло –Стало много новых слов.Вот ещё посадки рядом.С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном!Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?Садовый – имеющий отношение к саду.Сажать – то же, что садить.

Саженцы – растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа – это чёрный налет от сгорания.

Однокоренные слова с корнем –уч

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

Заключение

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.
Список рекомендованной литературыМ.С.Соловейчик, Н. С.

Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях.

– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы.

– Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

School-collection.edu.ru (Источник).Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).Padabum.com (Источник).Рекомендованное домашнее задание.Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.1) Небольшой сосуд для столовой соли — …2) Класть во что-нибудь соль для вкуса — …3) Обладающий вкусом соли — …Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.1) С ложью правда не дружит.2) В дружном коллективе дела спорятся.3) Прочёл книжку – с другом встретился.4) Умей дорожить дружбой.Раздели слова на две группы однокоренных слов.Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

interneturok.ru

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности.

Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию.

Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственнымив русском языке называются лексемы:с одним и тем же корнем;близкие по своему значению;этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие).

Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии).

Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова.

При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы.

В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы.

Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно большеоднокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (г\\з, ск\\щ, х\\ш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

liveposts.ru

Однокоренные слова, что это такое? Примеры

Однокоренные сло­ва — это сло­ва (лек­се­мы) раз­ных частей речи с оди­на­ко­вым кор­нем (при­ме­ры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с раз­ны­ми при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми (напри­мер: белый, бело­ва­тый, белень­кий).

Однокоренные сло­ва в сво­ем мор­фем­ном соста­ве име­ют один и тот же корень. Научимся отли­чать одно­ко­рен­ные сло­ва от их грам­ма­ти­че­ских форм.Среди огром­но­го коли­че­ства слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить ряды слов с общей частью, в кото­рой заклю­че­но их глав­ное лек­си­че­ское зна­че­ние.

Конечно же, речь идет о корне и об одно­ко­рен­ных сло­вах.Эти сло­ва объ­еди­ня­ет не про­сто набор оди­на­ко­вых букв и зву­ков, а еще нечто общее, заклю­чен­ное в сло­ве, общая соот­не­сен­ность с чем-либо (пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем, каче­ством и пр.), то есть их лек­си­че­ское зна­че­ние.

Например, рас­смот­рим ряд одно­ко­рен­ных слов: «дом», «домик», «домаш­ний», «одо­маш­нить», «доми­ще», «домиш­ко».Все эти сло­ва раз­ных частей речи свя­за­ны с поня­ти­ем «дом», зна­чит, это одно­ко­рен­ные сло­ва.

Другой ряд суще­стви­тель­ных: «пте­нец», «пти­ца», «пташ­ка», «птич­ник», «птич­ни­ца» — свя­зан с пти­цей. Общей частью этих слов явля­ет­ся -пт-.

В сло­вах «ули­ца», «пере­улок», «зако­улок», «про­улок», «улич­ный» можем выде­лить общую часть -ул- — корень слов.

Не сле­ду­ет путать одно­ко­рен­ные сло­ва с грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми слов. Поясним это на при­ме­рах.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом», кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:что? дом _ , дом- а ;крыль­цо (чего?) дом- а , мно­го (чего?) дом- ов ;направ­ля­юсь к чему? к дом -у , к дом- ам ;опи­шу что? дом _ , дом- а ;любу­юсь (чем?) дом- ом , дом- ами ;рас­ска­жу о чём? о дом- е , о дом- ах .

Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом», у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», что назо­вем его фор­мой.

Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом-, при­ве­ден­ных выше.Темный — тем­нее, тем­ней­ший, тем­нее всех.В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».Болеть — болел, боле­ла, боле­ло, болев­ший, болея.

Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми — при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем — гла­го­ла «болеть».

Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:боль, боль­ни­ца, боль­ной (суще­стви­тель­ное), боль­нич­ный, забо­леть, при­бо­леть, забо­ле­ва­ние и пр.

russkiiyazyk.ru

Отличия однокоренных слов от форм слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.
В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень .Вспомним, что такое корень сло­ва.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:ско­рый — ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый име­ет общее зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов раз­ли­ча­ют раз­ные части речи:ско­рость, уско­ре­ние — суще­стви­тель­ные ;ско­рый, ско­рост­ной — при­ла­га­тель­ные ;

ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре — наре­чия .

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» име­ют­ся фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:склон гор ы , направ­люсь к гор е , вижу гор у , любу­юсь гор ой , думаю о гор е ; высо­кие гор ы .

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора«, у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои фор­мы, кото­рые сле­ду­ет не вклю­чать в пере­чень род­ствен­ных слов.

Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий«:

Источник: https://topask.ru/pravilo-chto-takoe-odnokorennye-slova-2-klass

Урок 3: Однокоренные слова

Однокоренные слова правило 2 класс

План урока:

Однокоренные слова

Корень слова

Окончание

Правописание слов

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

Источник

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

Проверь себя:

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

Ответ:

  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

Проверь себя:

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик– – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.

Проверь себя:

  • гора́, го́рный;
  • коси́ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Ответ:

  1. Лес-ник (сущ.), леса (сущ.), лесопилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает грибы (сущ.) и не вредит гриб-ниц-е (сущ.).
  3. Снеж-н-ые(прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

Источник

Прочитайте и выделите корень в слове.Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: река (ре́к), моря (мо́ре), сады (са́д), деревья (дере́в), уходить (хо́д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.

Проверь себя:

  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

Проверь себя:

Берлог-а, колибри, аромат, багр-ов-ый, бордюр, вестибюль, торшер, дизентери-я, каламбур, кенгуру, натюрморт, стипенди-я, бегемот, ювелир, инцидент, пластилин, иней.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

Источник

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • луклучник-;
  • коткошк-а;
  • орехорешк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

Обозначьте окончания в словах.

Источник

Проверь себя:

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Окончание прилагательных

Попробуем вставить правильные окончания слов.

Источник

Проверь себя:глух[их], соснов[ых], молоденьк[их], больш[ими], дружн[ыми], лесн[ым], проезж[их], густ[ых], елов[ых].

Окончание прилагательных можно определить по вопросу. Например, тих[им] вечером (каким?), ярк[ая] юбка (какая?). Вот, почему вопросительное слово какой помогает определить окончание прилагательного, если оно безударно.

Вставь окончание слова.

Источник

Проверь себя: скромн[ое], ветв-ист-[ое], пестр[ые], зелен[ые], легк[ом], весел[ое], радостн-[ое], русск-[ое].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, вознаградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов.

Проверь себя:

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный – во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Заросли ( о перед с), растить (а перед ст), приращивать (а перед щ).

Например, р(а)стение, ск(а)кать, прил(о)жить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» – «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса –а– пишется –и-, без него – –е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

Выполним задание.

Проверь себя: добир(а)ться, собир(аю)т, замереть, зажиг(а)ть, натир(а)ть, постелить, протереть, прибир(а)ть, выжиг(а)ть, запер, заблестело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, кот-кошка, подруга-подружка, рука-ручка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, друг – дружба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-3-odnokorennye-slova

Однокоренные слова: проводим урок во 2 классе с использованием ЭФУ

Однокоренные слова правило 2 класс

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Русский язык

Разберемся, как провести урок во 2 классе по теме «Однокоренные слова» по учебнику «Русский язык. 2 класс» (УМК С. В. Иванова), используя ЭФУ и интерактивные материалы.

04 февраля 2020

  1. Загляните к нам на LECTA в сервис «Классная работа». Тут собраны поурочные разработки в помощь учителю для проведения уроков во 2 классе. Сценарии содержат наглядные материалы и интерактивные задания для каждого урока, тесты для организации проверки знаний, а также методические комментарии ко всем этапам урока.

  2. Скачайте тематический план к УМК «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванова. Он лег в основу системы уроков, в каждом из которых собрано все необходимое. План урока 37 «Однокоренные слова» тоже доступен для скачивания.

  3. «Классная работа» бесплатна всегда. А чтобы получить свободный доступ к 50 электронным изданиям, войдите в личный кабинет на lecta.rosuchebnik.ru и введите промокод 50method в специальное поле. Нажмите «Активировать код», следуйте инструкции.

  4. Откройте ЭФУ «Русский язык. 2 класс» (УМК С. В. Иванова). Перейдите к уроку 37.

Задачи урока

  • учить подбирать родственные слова, обязательно используя сходство и значения, и звучания;
  • тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.

Ключевые понятия

  • корень слова
  • родственные слова
  • однокоренные слова
  • орфограмма
  • совершенствование графического навыка
  • словарные слова

Актуализация знаний

Упражнение 1 урока 37 «Однокоренные слова» из учебника 2 класса «Русский язык» (УМК Иванова) дано для отработки умения подбирать однокоренные слова. Тренируем базовые навыки: находим и выделяем корень.

Как разобрать задание на уроке?

  1. Разделите класс на три группы.
  2. Пусть каждая группа подберет однокоренные слова к словам из предложенных в упражнении.
  3. После завершения работы ребята (по одному из каждой группы) записывают слова на доске, выделяя корни.
  4. Остальные ученики списывают в тетрадь две группы родственных слов по своему выбору.
  5. Задайте ребятам дополнительный вопрос: У каких слов есть однокоренные слова-глаголы?

Возможные ошибки:

Вместо однокоренных слов дети называют их формы (учитель обращает внимание учеников на то, что формы слова называют один и тот же предмет). В записи появляются орфографические ошибки (если ошибки допущены на изученные правила, учитель просит ребят самостоятельно найти их, назвать правило и подобрать проверочное слово).

Актуализация знаний. Отрабатываем алгоритм выделения корня 

  1. В упражнении 2 даны слова, в которых нужно выделить корни. 

  2. Задайте классу вопрос: Что необходимо сделать, чтобы выделить корень в слове? 

  3. Работу проводите фронтально, устно. Запишите слово на доске. Ученики пусть подбирают родственные, учитель записывает их в столбик под словом. Ученики называют корень слова, учитель его выделяет. 

  4. Дополнительные вопросы: Что общего у слов каждой группы? Чем первое слово упражнения отличается от всех остальных? (Слово лесной — имя прилагательное, остальные слова — имена существительные).

Закрепление изученного. Применение двух условий подбора родственных слов и различение однокоренных слов и форм слова

В упражнении 3 ребятам предлагается выписать родственные слова с корнями -гор-, -нос-, -ран-.

Важно, чтобы ученики заметили в каждой группе слов лишнее: горе, горевать (нет сходства в значении), носилки (нет сходства в значении), ранний (нет сходства в значении).

Первая группа слов записывается фронтально, две оставшиеся — самостоятельно (при этом у доски работают два ученика) с последующей проверкой.

Дополнительно ученики устно подбирают ещё несколько однокоренных слов к каждой группе; называют группу, в которой есть имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Еще один вариант задания — распределить родственные слова по столбцам («лишние» слова здесь отсутствуют). Это можно сделать в «Классной работе» на платформе LECTA:

Чем хорош такой формат? Прежде всего, это смена деятельности прямо на уроке. Ребятам всегда интересен интерактив. Можно ненадолго «оторваться» от тетрадей и поработать на планшетах. Десяти минут на выполнение задания будет вполне достаточно.

Закрепление изученного. Подбираем родственные слова к заданным

  1. Упражнение 4 направлено на отработку умения подбирать родственные слова к заданным. Помимо развития основного навыка задание способствует обогащению словарного запаса учеников.

  2. Форма проведения (в зависимости от подготовленности класса) — фронтально или дифференцированно (для сильных учеников). 

  3. Задайте ребятам дополнительный вопрос: какое слово обозначает профессию человека? Это слово — «моряк». 

  4. Дополнительно можно спросить, что общего у всех предложенных слов. Это имена прилагательные, все эти слова отвечают на вопрос какой? 

  5. Вариант выполнения задания для класса с высоким уровнем подготовки приведен в «Классной работе»:

Закрепление изученного. Поиск слов с заданным корнем в тексте

В задании 5 находим слова с заданным корнем.

Напомните детям, что выписывать формы одного и того же слова не нужно. Дифференцированная работа. Сильным ученикам предлагается выписать слова с корнем -лист-, средним — с корнем -букет-, медлительным — с корнем -клен-. Три ученика выполняют работу на доске. По окончании работы записи в тетрадях сверяются с записями на доске. 

Как еще можно выполнить задание? В «Классной работе» предлагается интерактивный вариант:

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/odnokorennye-slova-provodim-urok-vo-2-klasse/

Однокоренные слова – определение, признаки и правила правописания

Однокоренные слова правило 2 класс

Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.

Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.

Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:

  • Для начала выстраивается ряд терминов с одинаковым корнем — снег, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный. Для облегчения процесса можно воспользоваться формой подбора однокоренных слов онлайн.
  • Все эти слова по смыслу связаны с понятием «снег», но их точные значения разнятся между собой. Значит, все они являются родственными.

Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.

Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:

  • Ловить — наловить, выловить, ловец, улов, ловля, выловленный.
  • Туман — туманный, затуманился, туманно, туманность.
  • Стол — столик, настольный, столешница.

Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:

  • Имя существительное — записка.
  • Имя прилагательное — прописной.
  • Причастие — написанный.
  • Деепричастие — описывая.
  • Глагол — подписывать.
  • Наречие — письменно.

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов.

В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров).

Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

  • Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
  • Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
  • Служебные — но, под, если, между и пр.
  • Наречия — весьма, очень.
  • Междометия — ах, эй, ага, алло.

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

  • Найти несколько родственных понятий.
  • Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.

Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.

Отличия от форм одного слова

Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.

Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:

  • Изменяется по падежам и числам, если это существительное.
  • По падежам, числам и родам, если речь идёт о прилагательном или причастии.
  • По лицам, числам и временам — в случае, если исследуемая часть речи является глаголом.

В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».

Формами существительного «соль» будут:

  • Изменение по падежам — соль, соли, солью, о соли.
  • Изменение по числам — соль (ед. ч.), соли (мн. ч.).

Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).

Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).

Омонимичные корни

Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.

Для примера можно разобрать следующее упражнение:

  • Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
  • Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
  • Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.

Проверка правописания

Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:

  • Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
  • В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
  • Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.

В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/odnokorennye-slova.html

Однокоренные слова

Однокоренные слова правило 2 класс

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.

Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и  общую часть — род.

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот, котёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб, дубок.
    • С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
    • С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
    • С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
    • С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
    • лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
    • Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
    • Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
      плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Тест на тему «Однокоренные слова»

Однокоренные слова %%score%% из %%total%% правильно Оцените материал
(: 22, в среднем: 4,18 из 5)
Загрузка…

Источник: https://shkolnaiapora.ru/russkij-yazyk/odnokorennye-slova.html

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: