Особенности стрит арта по отношению закона

Содержание
  1. Закон выжидания: как справиться с вандалами
  2. Из хулиганских побуждений
  3. Голос улиц
  4. Образовательный стрит-арт
  5. Цена граффити
  6. Ломают все
  7. Не пойман — не вандал
  8. Особенности стрит арта по отношению закона
  9. Статья №3. Нарушаем? Стрит-арт и закон
  10. Уличное искусство выросло — оно больше, чем граффити
  11. Журнал ЖЖ
  12. Что такое уличное искусство, как его понимать и покупать
  13. Особенности стрит-арта Востока
  14. Стрит-арт в контексте вызовов современности Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»
  15. Евразийский юридический портал
  16. Статья №5. Что хотел сказать автор? Cтрит-арт as a message
  17. Виды и стили стрит-арта
  18. Теоретические основы исследования стрит-арта как сферы креативных индустрий
  19. Институционализация стрит-арта в сфере креативных индустрий г. Москвы
  20. Стрит-арт: взгляд психолога и архитектора
  21. Статья №5. Что хотел сказать автор? Cтрит-арт as a message
  22. Стрит-арт. Есть ли будущее у уличного искусства?
  23. Уличное искусство просит закон, или Стрит-арт под угрозой уничтожения – Среда обитания
  24. Приняли наполовину
  25. Новое слово
  26. Подборка квартир в Центральном районе Санкт-Петербурга
  27. Граффити, стрит-арт и авторское право
  28. Стоит ли оно того?
  29. Теги и троу-апы
  30. Несанкционированный стрит-арт и доктрина «нечистых рук»
  31. Заключение

Закон выжидания: как справиться с вандалами

Особенности стрит арта по отношению закона

Благоустройство общественных пространств, дворов и зеленых зон является государственным приоритетом и одним из важных маркеров развития региона. Вместе с тем реализация этого приоритета — серьезная проблема.

В 2016 году председатель правительства Дмитрий Медведев выступил с инициативой создать общефедеральную программу благоустройства городов России, президент в своем ежегодном послании Федеральному собранию инициативу поддержал и назвал этот вопрос одним из основных направлений работы правительства.

Впоследствии на всей территории России под руководством Минстроя стартовал проект «Формирование комфортной городской среды». Работа в российских регионах в этом направлении активно ведется, но не все объекты городского имущества выживают в современных условиях.

Какие причины толкают взрослого сознательного человека на разрушение того, что создается на деньги налогоплательщиков для общего блага, какие действия можно признать порчей госимущества и чем это грозит злоумышленнику в России — выясняли «Известия».

Из хулиганских побуждений

Вандализм — явление не новое, хулиганы, покушавшиеся на госимущество, существовали даже в самые суровые с точки зрения надзора за соблюдением законности времена.

Они обрывали трубки в телефонных будках, вырезали надписи на деревянных скамейках, портили сиденья и стены автобусов и поездов, стирали надписи на информационных таблицах, установленных в общественных местах.

Орудием им служили нехитрые подручные материалы, баллончиков с краской не было, даже фломастеры были дефицитом. Но и эти, на первый взгляд сравнительно безобидные, развлечения приносили огромный ущерб.

Софья Макеева

Одинокий замок

Со временем вандализм обрел иные формы и масштабы. Так, за 2013 год только Московскому метрополитену был причинен ущерб на 55 млн рублей, Московская железная дорога в 2014 году потратила на восстановление испорченных составов порядка 20 млн рублей.

Часто народный гнев и творческие порывы обрушиваются на остановки общественного транспорта. Старые павильоны из металлического профиля было испортить сложнее, а восстановить дешевле.

Новые, из органического стекла, оснащенные подсветками, сенсорными панелями, экранами с виртуальной картой и местоположением ближайшего автобуса, устройством для зарядки мобильного телефона, обходится городскому бюджету минимум в 200 тыс. рублей.

Вандалов эстетические достоинства строений и их электронная начинка не останаваливают, а иногда и раззадоривают. Итог — разбитые стекла, торчащие провода, сломанные сиденья. Градус народной агрессии растет, что подтверждают и городские сводки.

пресс-служба Администрации Тамбова

Остановочный павильон в центре Тамбова после вандалов

Тамбовское МБУ «Пассажирские перевозки» — организация, которая устраняет последствия действий вандалов, ее представители каждый день выезжают на пострадавшие объекты.

Некоторые объекты подвергаются атакам постоянно, к примеру, многострадальный остановочный пункт под названием «Социалистическая» в течение двух лет разбивали семь раз. В спальных районах вандалы орудуют с печальным постоянством.

Лайтбоксы, крыши, элементы светопрозрачной конструкции, боковые стенки, фронтальные элементы — они не оставляют без внимания ни одну поверхность.

Бывает, что происходит это и при свидетелях. Так, осенью в самом центре Тамбова мужчина на глазах у прохожих поочередно разбил несколько стекол остановочного павильона. Для каждого удара у него был припасен новый камень.

Очевидцы сняли произошедшее на видео, на записи слышно, как дебошир перед каждой атакой произносит: «Противогаз». К счастью, никто из прохожих и пассажиров не пострадал. Очевидцы утверждают, что вандал был неадекватен, но это скорее исключение.

Чаще всего подобные деяния совершают люди вполне вменяемые.

https://www.youtube.com/watch?v=1-B36YRpBI0

Софья Макеева

Очередное разбитое стекло в остановочном павильоне

— Расходы по замене таких стекол составляют порядка 30 тыс. рублей, но оперативно заменить их мы не всегда можем. Это особое закаленное стекло, мы его заказываем под размер на заводе в городе Энгельсе Саратовской области. Причем заказывать приходится сразу немалыми партиями, естественно, по цене этого года.

Плюс немалые транспортные расходы. Для городского бюджета это ощутимые траты, а для нашего небольшого отдела — серьезная нагрузка. По городу мы обслуживаем порядка 360 таких павильонов.

И каждый из них фактически под угрозой, — поясняет начальник отдела обслуживания остановочных павильонов МБУ «Пассажирские перевозки» Герман Зубков.

Голос улиц

К одному из проявлений бытового вандализма можно отнести и граффити. Ситуация с этим явлением сложилась очень неоднозначная, вопросов по-прежнему остается много.

Где граница между вандализмом и уличным искусством, кто уполномочен эту границу проводить? Требуется ли законодательное регулирование стрит-арта? С точки зрения художника и его аудитории, изображение может быть искусством, а с точки зрения городских властей и жителей — это вандализм.

Архитекторы отмечают, что уличное искусство, с одной стороны, может повлиять на деградацию среды, а с другой — наоборот, сделать жизнь в городе более насыщенной и интересной. Для этого необходимо понимать законы, по которым формируется качественная городская среда, представлять, как в нее впишется стрит-арт.

Пушкинская библиотека

Пушкинское граффити

— Несмотря на богатую историю стрит-арта, отношение к нему в нашем обществе еще не сформировалось. Вопросов здесь действительно немало. Например, как оценить художественный талант исполнителя? Важен и сам контекст стрит-арта. Одно дело — выдающееся здание, другое — забор промзоны. Оценка — дело сугубо субъективное.

Ведь не каждый чиновник может, скажем, оценить андеграундного художника стрит-арта Бэнкси.

Попытки ввести уличное искусство в правовое поле есть — городские власти ищут талантливых художников и делают конкретный заказ на оформление какого-нибудь торца здания, — отмечает архитектор и исследователь городской культуры Сергей Сарычев.

Образовательный стрит-арт

Для уличных живописцев уже не первый год устраивают состязания, позволяющие выявить местные таланты.

Так, например, членам художественной студии T-ART доверили расписать стену давно выведенной из строя кислородной станции на набережной Тамбова.

Для участия в одном из баттлов они выбрали тему «Кино» и изобразили на участке стены эволюцию киноиндустрии от немого кино и Чарли Чаплина до 3D-формата.

— Мимо этого места проходит много людей, здание имеет интересные объемы. На этой стене постоянно кто-то что-то пишет, часто неприличное. Вот мы и подумали — почему бы не сделать что-нибудь эстетичное, — говорит художник Корней Нишуков.

студия «T-ART»

Тамбовский Чарли Чаплин

Члены той же студии разработали эскиз росписи стены в Тамбове на пересечении улиц Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Богатырь, золотая рыбка, месяц, синее море и зеленые леса… Заказчиком этого сказочного полотна по мотивам произведений Пушкина стала Тамбовская областная библиотека, которая носит имя поэта.

По словам художника Андрея Вертилецкого, на роспись этих 30 кв. м ушло около 50 баллончиков с краской. Место для росписи и сказочная тематика были выбраны не случайно, авторы подчеркивают, что сказки Пушкина — это культурный код, который понятен всем. Кроме того, рядом находится школа, в этом районе гуляют молодые родители с детьми.

Цена граффити

Но арт арту рознь. Отыскать художественные росписи стен в провинциальных городах не так-то просто, скорее это единичные случаи. Хотя все предпочитают жить в чистоте и уюте, стены снаружи и внутри зданий, на лестничных площадках многих домов находятся в удручающем состоянии.

И если муниципальные власти пытаются наладить диалог с представителями уличного искусства, предоставляя возможность художникам упражняться на безликих серых заборах и глухих стенах, отношение горожан к стихийной, хотя бы даже и высокохудожественной, росписи тоже неоднозначно.

А вот отношение закона к такому арту вполне конкретное: любая надпись на стене является нелегальной, если, конечно, не было получено разрешение от собственника. В противном случае авторы граффити и граждане, которые занимаются самодеятельной росписью, наносят своим творчеством финансовый ущерб, как собственникам зданий, так и местному бюджету.

Александр Пустовалов

Граффити на трансформаторной будке в тамбовском дворе

Чтобы действовать легально, необходимо получить согласие всех жильцов. Так как стены в подъезде относятся к общему имуществу, в соответствии со ст.

44 ЖК РФ вопрос о получении разрешения на размещение на них какого-либо изображения необходимо поставить на общем собрании собственников жилья.

При этом, во избежание недоразумений в будущем, лучше детально указать содержание будущего произведения или приложить эскиз.

За несанкционированные художества установлена как административная, так и уголовная ответственность. Но привлечь таких творцов к ответу чаще всего не удается.

Обычно порча стен происходит под покровом ночи в безлюдных местах. Установить круглосуточную охрану и видеонаблюдение за каждым зданием невозможно.

Очистка домов от несанкционированного арта обходится городу в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные нужды.

Ломают все

Как говорят специалисты, жажда разрушения вызывается целым комплексом причин.

Это и агрессия, которая накапливается в результате гормональных изменений, конфликтов в семье, нахождения человека на низкой социальной ступени, и размытость этических норм и правил поведения, и недостаток моральных ориентиров, особенно для подростков, и низкая бытовая культура общества в целом. Еще одна причина вандализма –— это результат обесценивания труда других людей и роста потребительских настроений.

Софья Макеева

Стекло всё стерпит

— Подростковый возраст связан в первую очередь с внутренним бунтом против авторитетов, попытками осознать и утвердить собственный авторитет. Вандализм взрослых людей отражает их культуру и морально-нравственные ценности.

К примеру, человек, сдающий на чермет ограду детского сада, этим будет заниматься не из нужды, а потому что в своем испорченном мировоззрении он оправдал подобный образ жизни. При этом, как правило, включается психологическая защита — проекция.

Человек наделяет своими мотивами и поступками окружающих людей и так выстраивает иллюзорный мир вокруг себя: все воруют, все ломают, все мусорят. Если говорить о жажде разрушения, в этом случае человек не имеет финансовой корысти, но получает кратковременное удовольствие от того, что сломал что-то красивое.

Здесь налицо глубокий внутриличностный кризис, замешанный на чувстве вины. Когда человек долго не может и не хочет себя простить за что-то важное, то либо впадает в депрессию, либо проявления красоты начинают его раздражать. Это как напоминание о той красоте внутри себя, которую он утратил, — говорит психолог Денис Даровов.

Не пойман — не вандал

В России, утверждают юристы, фактически не работает механизм наказания за незаконную разрисовку стен.

В отличие от США и стран Западной Европы, в которых действуют суровые законы против граффистов, вплоть до пожизненного лишения свободы, в нашем законодательстве специальных пунктов по этим нарушениям не предусмотрено.

Попавшегося с поличным уличного художника в худшем случае ждет административное наказание в виде незначительного штрафа.

Александр Пустовалов

Мост у тамбовского городского парка

— Уголовный кодекс РФ в ст.

214 предусматривает ответственность за вандализм, под которым понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, — отмечает юрист и адвокат Сергей Кочетов. — Данные деяния квалифицируются как уголовные преступления, за которые виновное лицо будет нести ответственность от наложения штрафа до 40 тыс. рублей до лишения свободы на срок до трех лет.

Здесь могут возникнуть и отягчающие обстоятельства. За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности виновных ждет штраф в размере до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет (ст. 280 УК РФ). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс.

рублей, а также лишение свободы на срок до двух лет грозит гражданину за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека (либо группы лиц) по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично (ст. 282 УК РФ).

— Если в рисунке или надписи будет содержаться малейший намек на всё это, то при квалификации действий виновного могут быть применены указанные статьи, — подчеркивает эксперт.

Для того чтобы избежать ответственности, художнику придется доказать, что в результате создания граффити никакого осквернения не произошло, наоборот, эстетический вид объекта улучшился.

Сделать это не так-то просто — надо провести искусствоведческую экспертизу, а затем, если заключение будет положительным, использовать его в качестве полноценного доказательства отсутствия в действиях состава преступления, что достаточно проблематично.

Источник: https://iz.ru/861673/sofia-makeeva/zakon-vyzhidaniia-kak-spravitsia-s-vandalami

Особенности стрит арта по отношению закона

Особенности стрит арта по отношению закона

Портрет “Hope”, созданный Шепардом Фейри, на котором изображен президент США Барак Обама, в 2008 году не только прославил Фейри, но и повлиял на настроение американских избирателей… Рано или поздно это должно было случиться. Искусство не могло скрываться вечно за крепкими дверьми музеев и галерей. Когда-нибудь оно должно было вырваться, пролиться бурным потоками и затопить улицы городов. Первые капли упали в начале 70-х годов ХХ века в США.

Позже такие надписи стали называть «тэгами», а их авторов – райтерами.

Статья №3. Нарушаем? Стрит-арт и закон

Стрит-арт: мышление посредством улиц В третьей статье курса о стрит-арте Concepture останавливается на взаимоотношениях стрит-райтеров и их произведений с одной стороны, и закона – с другой, вскрывая при этом ряд любопытных парадоксов. 26.09.2020 Автор статьи статьей 909 1 Стрит-арт закрашивают, за стрит-арт дают штрафы и сроки, занятие стрит-артом вызывает подозрения.

Меж тем закон совершенно не интересует чье-то самовыражение, законы ориентированы абстрактной «социальной опасностью деяния».

О них и о взаимоотношении стрит-арта с законом мы и поговорим.

Уличное искусство выросло — оно больше, чем граффити

Каролина А.

Миранда — журналист из Бруклина.

Пишет о культуре, искусстве, и путешествиях в Time, ArtNews, Budget Travel. Ведет программу о культурных событиях на нью-йоркском радио WNYC. В 2010 New York Times назвал ее в числе 9 людей, за кем следует следить [в твиттере](https://.com/cmonstah).

Тенденции меняются.

Рекомендуем прочесть:  Дачный закон в тюмени

Журнал ЖЖ

Осторожно, закрашено Разговор о защите мирового стрит-арта можно начать с Бэнкси, об испорченных и уничтоженных работах которого есть отдельная . Например, в рекордном октябре 2014 года граффити Бэнкси трижды подвергались порче.

В начале месяца появилась новость о том, что по указу районного совета города Клактон-он-Си был . Постфактум власти выяснили, что работа принадлежала Бэнкси, и извинились перед общественностью. Вслед за этим вандалы , созданном двумя неделями ранее.

И наконец, один из главных хитов Бэнкси прошлого года — реплика вермееровской «Девушки с жемчужной сережкой» — был .Закрашенный впоследствии рисунок Бэнкси в Клактон-он-СиРегулярные атаки на рисунки Бэнкси еще несколько лет назад вызывали дискуссию в английской прессе.

Журналисты тогда . Художественное сообщество Бристольского университета предлагало создать перепись работ Бэнкси, чтобы проинформировать коммунальные

Что такое уличное искусство, как его понимать и покупать

Граффити в том виде, как мы его понимаем сейчас, зародилось в 60-х и с тех пор прошло огромную дистанцию как самостоятельная культура, как часть визуального искусства.

Особенности стрит-арта Востока

История стрит-арта Современное искусство зачастую принимает самые неожиданные и противоречивые формы, акцентируясь на актуальных проблемах общества.

Термин «streetart» в переводе c английского означает «уличное искусство». Отличительной особенностью этого направления современного искусства является ярко выраженный урбанистический характер.

Многие молодые талантливые художники выбирают сегодня для себя этот вид искусства. Их творенияможно встретить нагородскихулицах, фасадах зданий, трансформаторных будках или в типовыхдворах.

Они превращают безликие постройки в оригинальные, порой провокационные яркие арт-объекты.

У современного стрит-арта множество форм: основной из них является граффити, как монументальное, так и в виде стикеров, постеров, трафаретов.

Ещё к стрит-арту относятся 3D-фрески,скульптурные инсталляции, галереи с перфомансами под открытым небом и даже био-граффити из мха.Все эти направления объединяет одно – стрит-арт не может существовать вне улицы.

Стрит-арт в контексте вызовов современности Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

философия, социология и культурология ББК 85.127 М.Г.

Чистякова Стрит-арт в контексте вызовов современности M.G. Chistyakova Street-Art in the Context of the Challenges Posed by Modernity Формы уличного искусства, такие как граффити и перформанс, рассматриваются в качестве альтернативы возрастающей симулятивности культуры постмодерна.

Ключевые слова: антропология, граффити, перформанс, постмодернизм, тело.

The article describes such forms of street art as graffiti and performance as possible alternatives to the increasing simulative order of the postmodern culture.

Евразийский юридический портал

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОЯненко О. К.

В статье рассматривается юридический аспект уличного искусства (стрит-арт или граффити), поскольку в России такие рисунки не являются охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, хотя многие страны мира признают их видом искусства, а лица, создавшие такие рисунки, обладают правом авторства на них. По итогам проведенного исследования автор аргументирует вывод о том, что настало время те граффити, которые имеют положительное социальное содержание и не нарушают чьих-либо прав, квалифицировать как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.

Для этого следует дополнить главу 70 ГК РФ «Авторское право» новой статьей «Граффити», содержание которой построить по аналогии с другими объектами авторского права. В современном изобразительном искусстве выдели­лось и признается многими специалистами в качестве самостоятельного направления уличное искусство (стрит- арт), которое носит, как правило, урбанистический ха­рактер, т.е.

Статья №5. Что хотел сказать автор? Cтрит-арт as a message

Стрит-арт: мышление посредством улиц В пятой статье курса о стрит-арте Concepture разбирает извечный для искусства вопрос об авторском посыле.

Если произведение стрит-арта – высказывание или знак, то в чем состоит его смысловое ядро и к чему оно может отсылать? 10.10.2020 Автор статьи статьей 410 1 Стрит-арт стремится высказываться о самых разных вещах: личных, общественных, общечеловеческих.

Критично, искренне, без оговорок, но со всей двусмысленностью, присущей и словами, и образам.

В этом состоит его причина существования. Но всегда ли это удается? И так ли ценен месседж?

Может быть, это вовсе и не message, а скорее massage – легкий массаж для чьего-то эго или для блуждающего от скуки ума городского фланера?

Сколько платят за высшую категорию учителю Сколько доплачивают учителю за первую категориюСколько стоит повышение вашей зарплаты?Как рассчитывается зарплата учителя? БухгалтерияКакие существуют стимулирующие выплаты для учителейДоплаты за квалификационную…

Можно ли только осаго Можно ли и сколько можно ездить без ОСАГОКому не нужен полис ОСАГО?Можно ли ездить без страховки в России в 2020 годуСколько можно ездить без полиса ОСАГО?Бесплатный автоюрист +7 (499) 450-27-46Сколько можно ездить без ОСАГО и когда это… Драгон эйдж инквизиция суд как поступить с главой клана Dragon Age: Инквизиция. Концовка.

Объяснение.Dragon Age: AwakeningЗлой рок в Dragon Age: InquisitionГайд по вербовке агентов в Dragon Age: InquisitionСюжетная линияDragon Age: InquisitionDragon age inquisition судыВаше правоГайд по одобрению и неодобрению со стороны спутников в Dragon Age:…

Какие экзамены надо сдавать после 9 класса в юридический Какие предметы нужно сдавать на юристаСовет 1: Какие экзамены нужно сдавать на юридическомКакие экзамены нужно сдавать на юриста?MoКакие предметы при поступлении нужно сдавать на юриста?какие нужно сдать экзамены чтобы поступить…

Все налоги по ип на усн 2020 г Какие налоги и взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2020 году? Давайте посчитаем =)Какие налоги платят ИП с 2020 года?Налоги для ИП на УСН в 2020 годуУСН 2020: какие налоги должен платить ИПИзменения в УСН в 2020 годуИзменения в УСН в 2020…

Источник: https://adantropov.ru/osobennosti-strit-arta-po-otnosheniju-zakona-14628/

Виды и стили стрит-арта

Совершенно изменится ситуация, если по содержанию надпись будет вызывать ассоциации с чем-то революционным. Обычно выделение направлений проводится на базе:

  1. отношения к конкретным видам творчества, таким как графика, скульптура, объёмные инсталляции;
  2. наличия элементов общего стиля в искусстве — поп-арта, нонконформизма, модерна и подобных течений;
  3. перевес характерных специфических особенностей — художники стремятся оставить очень много своих надписей или прорабатывают каждую деталь, главное для них — вызвать настроение или изменить внешний вид улицы.

На основе этого появляются собственные стили стрит-арта, которые часто строятся на подражательстве.

Чьи-то рисунки или надписи получают популярность, а другие стремятся создавать нечто подобное. Что же представляют собой наиболее распространённые виды работ в городе? Граффити Традиционно так называют надписи.

Теоретические основы исследования стрит-арта как сферы креативных индустрий

Стрит-арт (street — art с англ.

«уличное искусство») включает в себя такие формы искусства, как граффити, трафареты, перформансы и т.д.

«…Жанровая палитра стрит-арта крайне расплывчата: традиционно в нее включаются граффити, рисунок по трафарету или шаблону, расклейка стикеров и плакатов, грандиозные настенные росписи (мурали), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани, проецирование видео на строение или пустыри, городская герилья, флешмобы, инсталляции под открытым небом и многое другое…».

И список можно продолжать до бесконечности, современные технологии в сфере медиа позволяют создавать все новые и новые направления в уличном искусстве. Классификация художников и разновидностей уличного искусства буду представлены в последующих параграфах. Что бы проиллюстрировать неоднозначность данного термина стоит отметить тот факт, что сами художники отвечают на вопрос «что такое стрит

Желание выделить свою надпись среди множества других привело к поискам новых способов выражения.

Постепенно тэги перерастали в масштабные рисунки. Так возникло искусство граффити.Но потребность в самовыражении, социальной критике и протесте приводит в формированию отдельной школы, а именно, стрит арта.

Широкое, мировое распространение стрит арт получает с развитием новых технологий.

Сейчас мировой стрит арт имеет несколько направлений. Это трафареты, стикеры, постеры, архитектурный стрит арт, инсталляции, баннеры и многое другое.

Поэтому заблуждаются те, кто считает, что стрит арт – каракули на стенах, в том числе, на памятниках истории, часто содержащие ненормативную лексику.

Последнее – дело рук малолетних вандалов, имеющих весьма отдаленное отношение к стрит арту. В Россию стрит арт попал, естественно, с перестройкой. Хотя, истоки этого движения можно проследить ещё в начале ХХ века.

Институционализация стрит-арта в сфере креативных индустрий г. Москвы

Актуален и важен не только вопрос, связанный со стрит-артом, но и рассмотрение его в пространстве креативных индустрий, данный ракурс не получил ранее должного рассмотрения.

Также мы не можем игнорировать того факта, что в России отсутствует какая-либо прогрессивная стратегия поведения по отношению к граффити, стрит-арту и арт-менеджменту в данной области. Научная новизна выпускной квалификационной работы. В данной работе впервые рассмотрен стрит-арт, как предмет такой объектной области как креативные индустрии.

Стрит-арт: взгляд психолога и архитектора

Как правило, эти работы можно повторить. Но идея — уникальна. Этим, на мой взгляд, и отличается стрит-арт от искусства музейного.

Тут важно не «как», а «что» — реализовать это может каждый второй, если рассматривать в целом стрит-арт, а не только граффити.В первую очередь, надо разобраться в терминах.

Если посмотреть в словаре определение искусства, то мы встретим различные трактовки, но наиболее близкие к нашей теме —

«специфическая форма духовно-практического освоения мира»

и «высшая форма мастерства».

С этой точки зрения мы и будем говорить о стрит-арте. Мастерство здесь играет важную роль.

Кроме того, стрит-арт как проявление настоящего искусства всегда надличностен, он характеризует коллективные формы переживания, образ мышления, присущий данной эпохе.

Личность творца нам, конечно, очень важна, но настоящее искусство всегда больше, чем творец. Оно над ним.Конечно, в стрит-арте мы можем выделить и искусство, и ремесло.

Статья №5. Что хотел сказать автор?

Cтрит-арт as a message

Что же может сообщить нам поверхностный анализ содержаний высказывания стрит-арта?

«Лишь когда мы срубим последнее дерево И высохнет последняя река, Мы поймем, что деньги несъедобны. И что, когда ты цитируешь старые пословицы, ты выглядишь как дебил».

Бэнкси Слишком переоценивать влияние стрит-арта – это то же самое, что ждать революции сознания от переводных татуировок. Собственно, стрит-арт – это и есть в определенном смысле временные тату на коже города.

Однако пренебрегать даже столь малыми величинами тоже не стоит, особенно если учесть, что касаются они наиболее устойчивых и реальных вещей в этом мире – идей, желаний и фантазий.

Вернемся к проблеме определения стрит-арта.

Ключевой особенностью стрит-арта для меня является то, что он не просто является высказыванием (в конечном счете почти всё, что делает человек, может быть уподоблено явным и неявным высказываниям)

Стрит-арт. Есть ли будущее у уличного искусства?

Он известен своими граффити, трафаретами, скульптурами. Людей привлекает его антивоенное и остросоциальное творчество, смелость и вызов власти.

Уличное искусство — особенности творчества Чтобы увидеть творения художников в стиле стрит-арт, не нужно идти на выставку или в музей.

Полотна творцов — все городское пространство: стены, заборы, промзоны, заброшенные дома и руины зданий. Мы часто считаем: стрит-арт — это, в основном, граффитти.

Но это только одно из направлений.

Художники украшают среду мегаполиса с помощью постеров, трафаретов, стикеров, огромных настенных росписей (муралей), инсталляций, проецирования видео на здания или пустыри. Все это тоже уличное искусство.

Жанровое разнообразие стрит-арта практически безгранично, каждый выражает себя, как может.

Источник: https://pskovyurist.ru/osobennosti-strit-arta-po-otnosheniju-zakona-73373/

Уличное искусство просит закон, или Стрит-арт под угрозой уничтожения – Среда обитания

Особенности стрит арта по отношению закона

09.07.2019 | 20:00 141513

В Петербурге разворачивается новый виток борьбы со стрит-артом, то есть картинами, нарисованными не на холсте, а на брандмауэрах домов. Признавать уличные художества искусством чиновники по-прежнему не желают, а вот простые горожане и туристы подобное творчество давно уже оценили.

На сей раз закрасить хотят целую галерею из фресок с копиями картин великого Боттичелли, расположенную в переулке Радищева. Ее автор – петербургский художник Олег Лукьянов – создал петицию в адрес и.о.

губернатора Александра Беглова с просьбой оставить фрески в покое, ее на сегодняшний день подписали почти 1,5 тыс. человек.

Но пока в администрации Центрального района настроены серьезно: мол, автор с властями ничего не согласовывал, а значит, его картины – вне закона.

Приняли наполовину

Абсурд ситуации заключается в том, что буквально все – от местных жителей до сотрудников полиции – понимают, что творчество Лукьянова ничего общего с вандализмом не имеет.

Подтверждением этому является плотный поток туристов, приезжающих в переулок Радищева специально, чтобы насладиться его деяниями. И во многих «неофициальных» путеводителях по Петербургу (их можно запросто найти в интернете) это место указано.

Да просто попробуйте набрать в Яндексе или Гугле «переулок Радищева» – и первыми поиск выдаст огромное число фотографий с фресками Лукьянова.

Но в глазах чиновников что подростковое граффити на вагонах электричек, что копии картин великих художников на стенах – это приблизительно одно и то же: «непорядок». Следовательно, его надо отмыть или закрасить. А все оттого, что городу остро необходим закон об уличном искусстве.

Собственно говоря, первое чтение такой закон, разработанный депутатом ЗАКС Денисом Четырбоком, уже прошел, но дальше дело пока так и не сдвинулось.

По мысли народного избранника, город должен выделить для художников специальные зоны, где они смогут заниматься творчеством, а те, в свою очередь, будут согласовывать картины с властями.  

Кстати говоря, именно по этому пути пошли многие мегаполисы, власти которых десятилетиями боролись с незаконными граффити, но потом все-таки научились отделять настоящее уличное искусство от безвкусной мазни из баллончика.

В Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Бристоле, Буэнос-Айресе, Лос-Анджелесе регулярно проводятся выставки стрит-арта.

Есть в этом направлении искусства и свои звезды, главной из которых является англичанин Бэнкси, чьи работы продаются за миллионы евро.

Новое слово

Олег Лукьянов такими суммами не оперирует, зато изобрел свою собственную технологию, которая позволяет переносить изображение из принтера непосредственно на стену.

Специальным приспособлением художник разжижает сухую штукатурку на брандмауэре, поверх нее тогда кладется краска.

Поскольку роспись на сырой штукатурке называется фреской (от итальянского слова fresco, то есть «свежий»), то и технологию петербургский новатор назвал «Урбан-Фреска».

В апреле сотрудники коммунальных служб уже один раз уничтожили галерею Лукьянова. Вместо буйства красок получились депрессивные серые стены. Впрочем, буквально через несколько дней коллеги художника отмыли картины с помощью горячей воды и бытовой химии.

Свою технологию Лукьянов хочет использовать для раскраски фасада одного из домов на Гагаринской улице, причем местные жители высказались «за».

К тому же проект был представлен на общественном совете города и вроде бы нашел понимание: стена выходит во двор и с улицы не просматривается.

Ленэнерго позволило раскрасить одну из своих подстанций на проспекте Науки – теперь там изображение Исаакиевского собора. Есть также предварительные договоренности с жителями четырех домов на Петроградской стороне.

Однако до тех пор, пока не появится закон о стрит-арте, коммунальщики так и будут уничтожать уличные художества – в этом нет сомнений. Да и очень сомнительно, что даже после принятия чиновники разрешат расписывать стены в историческом центре. Разве что на окраинах. Но сам Олег Лукьянов уже высказывался по этому поводу: «Пусть даже это будут хрущевки – это лучше, чем ничего».

Подборка квартир в Центральном районе Санкт-Петербурга

Продажа

Студия | 12 м2 | 5/5 этаж

2 360 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 12 м2 | 5/5 этаж

2 360 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 13 м2 | 5/5 этаж

2 505 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 13 м2 | 2/5 этаж

2 590 000 ₽

Гончарная, 20

Показать номер

Продажа

Студия | 14 м2 | 5/5 этаж

2 600 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 14 м2 | 5/5 этаж

2 662 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 14 м2 | 5/5 этаж

2 662 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Продажа

Студия | 14 м2 | 5/5 этаж

2 600 000 ₽

Херсонская, 10

Показать номер

Игорь Терновых    Алексей Александронок   

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/253528/

Граффити, стрит-арт и авторское право

Особенности стрит арта по отношению закона

Случаи использования граффити и стрит-арта крупными компаниями для продвижения своих продуктов встречаются все чаще. Это говорит о том, что подобные произведения искусства особо уязвимы для незаконного копирования.

Можно ли считать граффити достаточно оригинальными для распространения на них авторского права, и заслуживает ли несанкционированный стрит-арт юридической защиты – разбираемся с особенностями иностранного и российского законодательства.

Преподаватель кафедры интеллектуальной собственности Лондонского университета Энрико Бонадио (Enrico Bonadio) задается нетривиальным вопросом: могут ли граффити и стрит-арт быть защищены авторским правом? Чтобы ответить на него он пообщался с уличными художниками, и изучил имеющуюся юридическую практику.

Результаты его исследования, дополненные комментарием российского юриста, мы публикуем в этой статье.

Этим переводом Институт Исследования стрит-арта официально начинает серию публикаций статей журнала Street Art & Urban Creativity Scientific Journal, международного и междисциплинарного научного издания, посвященного уличному искусству.

Стоит ли оно того?

Для написания статьи Бонадио использовал несколько полуформальных интервью с уличными художниками и райтерами (Уличные художники, особенно делающие граффити и стрит-арт, часто называют себя райтеры (writers), что обусловлено как данью традиции (граффити первоначально состояли только из букв и цифр), так и желанием отделить себя от академической традиции). Он выяснил, что художники потенциально хотели бы подать в суд на физические лица или компании, которые пытаются коммерчески использовать их работы. Но на практике их отталкивает необходимость раскрытия собственной личности, и риск получить встречный иск от владельца недвижимости, на которой была изображена художественная работа.

Как вариант, иск о защите авторских прав можно подать по истечении срока давности с момента создания произведения.

 Именно это и сделала Джейд Берроу, подруга покойного нью-йоркского художника Дэша Сноу (который писал SACE вместе с командой IRAK), когда корпорация McDonald’s воспроизвела на стенах некоторых из своих ресторанов надписи Сноу.

”Дело «Джэйд Берроу против Корпорации McDonald’s», иск подан 3 октября 2016 в суд Централ дистрикт, Калифорния. Однако в суде дело развалилось. ”

Иллюстрация 1.

Троу-ап Дэша Сноу и его копия в интерьере кафе McDonald’s

С другой стороны, в интервью уличные художники отмечали, что не намерены судиться с другими художниками, которые «байтят» (Байтить — сленговое (в хип-хоп культуре) обозначение воровства чужой идеи или стиля, иногда синоним «копирования») их работы без каких-либо коммерческих целей. В таком случае они предпочитают несудебные формы. Например, художник может нарисовать что-то поверх копии, обнародовать копию в соц.сетях, раскритиковать и осмеять плагиатора, нанести ущерб его репутации.

Теги и троу-апы

Тег (англ. tag — ярлык, этикетка, бирка; метить) – короткая подпись райтера.
Троу-ап, иногда тру-ап (англ. throw-up — бросать что-либо, кидать). Буквально – «набросок». Очень простой и быстрый рисунок, состоящий из контура и заливки

Чтобы быть защищенным авторским правом, работы должны быть оригинальными.

Однако можно ли говорить об оригинальности применительно к тэгам и троу-апам, которые воспроизводятся по многу раз? Люди несведующие и вовсе считают эти изображения обычными каракулями, которые визуально загрязняют город и только добавляют работы коммунальным службам.

Сами райтеры предлагают оценивать оригинальность с учетом специфической аудитории, а именно граффити-сообщества. Его члены могут увидеть различия и особенности, которые не видят люди чуждые этому кругу, не знакомые со спецификой субкультурного художественного процесса [Marta Iljadica, p 2].

Другой вопрос, касающийся авторского права – это носитель, на котором изображено произведение искусства. В случае с тэгами и троу-апами, это может быть витрина магазина, мусорное ведро, кусок стены. Но поскольку степень «художественности» произведения не определяется используемыми материалами, то поверхность, на которой изображен тэг или троу-ап не может влиять на оценку его оригинальности.

В качестве примера можно привести знаменитый тег Бэнкси, который был нарисован британским художником на многих городских поверхностях.

Можно утверждать, что он уникален и, следовательно, имеет право на защиту авторских прав (хотя Бэнкси, вероятно, не станет утверждать это, поскольку считает, что «авторские права – для неудачников» [Banksy]).

Вертикальная линия заглавной буквы «B» отсутствует; буква «k» нуждается в «n» для поддержки; верхняя часть буквы «s» слегка исчезает, а последняя буква «y» перечеркнута [Will Ellsworth-Jones, p. 60]. Тэги явно далеки от просто написанного слова, они еще и изображения.

Иллюстрация 2. Тег Бэнкси

Несанкционированный стрит-арт и доктрина «нечистых рук»

Хотя количество муралов, созданных по договоренности с владельцем недвижимости, постоянно растет, многие уличные художники по-прежнему предпочитают творить под покровом ночи, не спрашивая ни у кого разрешения.

Это влечет за собой серьезные юридические последствия для них.

Кроме возможности судебного преследования за нарушение права частной собственности, остается неясным, может ли несанкционированное произведение искусства считаться защищенным авторским правом и можно ли его отстоять суде?

Этот вопрос всё еще находится в серой зоне закона во многих юрисдикциях, включая США и Великобританию. При этом в некоторых делах, связанных со стрит-артом и граффити, судей не интересовало, было ли произведение создано с согласия собственника недвижимости или без.

Например, в деле «Reece против Marc Ecko Unlimited», суд отклонил иск о нарушении авторских прав против создателя игры в стиле граффити, использовавшего работы райтера Reece, не поднимая вопроса о законности создания работ.

Речь идет об игре «Marc Eckō’s Getting Up: Contents Under Pressure», вышедшей в 2006 году на ПК, PS-2 и Xbox.

Иллюстрация 3. Скриншот из игры Marc Eckō’s Getting Up: Contents Under Pressure

Еще один интересный случай — дело «Mager против Brand New School», 78 USPQ 2d 1389 (2004). Стильные наклейки в виде глазных яблок были размещены художником Дэмьеном Мэгером на рекламных щитах Нью-Йорка. Кроме того стикеры появились на несколько секунд в телевизионной рекламе без разрешения художника.

Мэгер подал иск и потребовал компенсацию. Суд принял иск, несмотря на то, что наклейки могли быть размещены на улицах без необходимых разрешений. Однако ущерб не был возмещен, поскольку авторское право было зарегистрировано уже после того, как произошло его предполагаемое нарушение. Судья при этом никак не учитывал законность создания произведений при рассмотрении дела [См. также Danwill D.

Schwender].

Дело «Creative Foundation против Dreamland&Others» [2015] EWCH 2556 (Ch), 11 сентября 2015. Стоит упомянуть и британское дело «Creative Foundation против Dreamland», — первый случай, когда британский судья учитывал, кому принадлежали стены, на которых размещены произведения искусства.

Судья постановил, что мурал (Мурал – произведение монументальной живописи на стене здания. В стрит-арте обычно любая большая работа.) «Art Buff», написанный Бэнкси в английском городе Фолкстон и вырезанный из стены арендатором здания, на котором он был изображен – движимое имущество, принадлежащее арендодателю, а не арендатору.

В то же время суд отметил, что без сомнений авторское право принадлежит Бэнкси. Судья подчеркнул это, хотя признал, что произведение было создано без предварительного согласия арендодателя и арендатора (Creative Foundation, которому теперь принадлежат права на «Art Buff»).

Таким образом, судя по всему, судью не интересовало, было ли произведение создано легально или нет.

Иллюстрация 4. Мурал Бэнкси «Art Buff» до и после изъятия

Дело «Villa против Pearson Educ., Inc.», 2003, WL 22922178 (ND Ill. 9 декабря 2003). Вопрос о защите авторских прав на незаконно созданный стрит-арт был косвенно рассмотрен и американским судом по делу «Villa против Pearson Education».

Хирам Вилла, чикагский художник, известный под псевдонимом Unone, подал в суд на издателя за публикацию его мурала в руководстве по стратегии видеоигры. Ответчик попросил отклонить жалобу, утверждая, что произведение не может быть защищено авторским правом, поскольку было создано незаконно.

Суд отклонил ходатайство, однако отметил, что утверждение о том, что произведение не может быть защищено авторским правом из-за его незаконного происхождения потребует расследования обстоятельств, при которых произведение было создано. В результате дело было урегулировано вне суда.

Такое заключение судьи позволило некоторым сделать вывод, что судьи могут принимать довод о незаконности создания произведения искусства в качестве защиты от иска о нарушении авторских прав, или по крайней мере в качестве одного из факторов, влияющих на исход подобных дел.

Данную стратегию защиты можно рассматривать как применение так называемой доктрины «нечистых рук» (Doctrine of Unclean Hands), в рамках которой ответчик утверждает, что истец не должен получать правовую защиту и/или прибыль, если последний действовал неэтично, недобросовестно или осуществлял незаконную деятельность. Эта доктрина довольно популярна среди обвиняемых в присвоении и использовании произведений стрит-арта, созданных без разрешения владельца имущества.

Иллюстрация 5. Кадр из рекламы H&M c работой Revok на фоне Иллюстрация 6.

Граффити Rime «Vandal Eyes» и платье от Moschino

Бонадио указывает на отсутствие связи между незаконным действием, совершенным художником (например, нанесением несанкционированной росписи на стене), и выгодой, получаемой третьими лицам за счет воспроизведения, переделок и демонстрации работы художника. Проще говоря, поведение художника никак не навредило ни человеку, ни организации, которые присвоили его нелегально размещенное произведение искусства. Поведение художника может наносить ущерб владельцу собственности, на которой находится произведение, но он не принимает участия в судебном разбирательстве. Все это делает доктрину «нечистых рук» совершенно непригодной для принятия решения о нарушении авторских прав.

Дело «Изображения на Берлинской стене» (Дело I ZR 68/93) [1997] ECC 553.

Способ (легальный или нелегальный), которым произведение искусства было создано, не должен влиять на объем и применимость авторского права [Celia Lerman; Owen Morgan], поскольку это никак не влияет на содержание произведения.

В конце концов, именно к этому выводу пришел немецкий суд, разбирая дело об авторском праве на работу на Берлинской стене: на решение суда не повлияло, что работа была создана явно незаконно и нанесла ущерб частной собственности.

Заключение

Защита авторского права необходима, если художники или райтеры хотят заработать на своих работах, например, разрешить галереям или агентам продавать принты их работ [Jim Carey’s interview with Banksy] или предоставлять лицензии на использование своих произведений на различных товарах.

Многие этим зарабатывают. Но художники могут использовать свои произведения не только для коммерческих целей. Они могут передавать их благотворительным или некоммерческим организациям бесплатно, но при этом они всё равно имеют право на контроль за тем, как их работы используются.

Так, например, поступает лондонский художник Stik. Он предоставляет права использовать его фигурки человечков Национальной службе здравоохранения Великобритании (NHS) и другим общественным организациям в своих просветительских компаниях.

Это становится возможным именно благодаря регулированию авторского права.

Иллюстрация 7. Авторские фигурки Stik-a в оформлении центра Национальной службы здравоохранения

Система авторского права достаточно гибкая, чтобы позволить уличным художникам и райтерам заниматься художественной, культурной и даже коммерческой деятельностью.

Поскольку авторское право может и уже распространяется на стрит-арт, художники должны принять правила игры. Это означает, что иногда они могут и проиграть в суде. Дело «Seltzer v. Green Day, Inc.», 725 F.3d 1170, 1173-74 (9th Cir. 2013). Пример такого случая – дело «Seltzer против Green Day, Inc.

» 2011 года. Художник Seltzer подал в суд на популярную группу Green Day, которая использовала в концертах видео с его работой, написанной на стене в Лос-Анджелесе.

Калифорнийский федеральный округ и окружные судьи отклонили претензии художника, поскольку признали, что работа в видео была переработана, а использование в общем не было коммерческим.

Иллюстрация 8. Переделанная работа Seltzer на фоне концерта группы Green Day и оригинал

Уличные художники и сами могут быть осуждены за нарушение авторских прав. Это произошло, например, в деле «Моррис против Гетта». Иногда его также называют «Терри Гуетта» (что не совсем верно). Но больше он известен как «Mr.

Brainwash» или «Мистер Мозгоправ» (во многом благодаря фильму Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»).

Судья постановил, что семь произведений Гетта, включая мурал, основанных на известной фотографии покойного солиста The Sex Pistols Сида Вишеса, снятой Денисом Моррисом в 1977 году не могут быть защищены авторским правом, поскольку недостаточно оригинальны. “Дело «Деннис Моррис против Тьерри Гетта и др.» — No.

LA CV12–00684. См. также дело «Фридман против Гетта», No. CV 10-00014 DDP (CD Cal. 27 мая 2011), дело, возбужденное в 2011 году фотографом Гленом Фридманом против Тьерри Гетта.

Центральный округ Калифорнии вынес решение по делу Фридмана, заключив, что работа Гетты (в данном случае не уличное произведение искусства, а полотно) была в значительной степени похожа на знаменитую фотографию Фридмана рэп-группы Run DMC, а значит Гетта нарушил авторское право.

Подобная участь, вероятно, ожидала бы Шепарда Фейри, если бы он не достиг соглашения о досудебном урегулировании с Associated Press, на которую сам подал в суд, обвинив в нарушении авторских прав. Фейри утверждал, что он добросовестно использовал портрет Барака Обамы для создания плакатов президентской кампании бывшего президента США, и не нарушил ничьих авторских прав. Этот аргумент скорее всего был бы отклонен судьей.

Источник: https://petrograff.ru/graffiti-strit-art-i-avtorskoe-pravo/

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: