Последование повечерия никольский

Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви

Последование повечерия никольский

См. также: Дополнения и поправки к книге протоиерея К. Никольского «Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви» иером. Валентин (Ляхоцкий)

Вся же благообразно и по чину да бывают. (1Кор.14:40)

Предисловие

Часть первая. О храме, его частях и принадлежностях О колоколах и звоне О светильниках и об освещении О священных одеждах и облачении Об отверстии и затворении завесы Об отверстии и затворении царских врат О сосудах для каждения и о каждении Часть вторая. О богослужебных книгах О книгах простых О книгах, относящихся к общественному богослужению Служебник и Часослов Служебник Чиновник архиерейского священнослужения Часослов Октоих Месячная Минея Анфологион Общая Минея Триодь Триодь Постная Цветная Триодь Ирмологион Типикон О книгах, относящихся к частному богослужению Требник Требник Большой Малый Требник Дополнительный Требник Требник (малый) в двух частях Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви. Последование молебных пений Последование в Неделю Православия Книги для домашних (келейных) молитв Правильник Акафистник Канонник Святцы Молитвослов (полный) О книгах, относящихся к общественному и частному богослужению Евангелие Апостол Псалтирь Псалтирь с последованием Малая Псалтирь О нотных книгах Октоих нотного пения Ирмологий нотного пения Праздники нотного пения Триодь нотного пения Постная и Цветная Обиход церковный нотного пения Учебный Обиход нотного церковного пения Часть третья. О богослужении Отдел первый. Об общественном богослужении Глава первая. О вседневных службах Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Время суток, назначенное для вседневных служб, отдельно совершаемых. Соединение вседневных служб между собою О благословении рукою Вечерня Лития Благословение хлебов Повечерие Полунощница Утреня Часы Междочасия Последование изобразительных Литургия Литургия св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных О совершении литургии двумя или тремя иереями О совершении литургии двумя или тремя иереями без диакона О службе литургии, недоконченной священником Литургия преждеосвященных Даров Глава вторая. О днях и службах кругов седмичного и годового О днях и службах круга седмичного О днях и службах круга годового О богослужении неподвижных дней года Праздники малые Праздники средние, со знаком креста. О праздниках средних, со знаком крест в полукружии О праздниках великих со знаком крест в круге О храмовых праздниках Дни высокоторжественные (царские) О днях богослужения подвижных Дни пения Постной Триоди Дни приготовительные к посту Недели: мытаря и Фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Великая Четыредесятница Дни (подвижные) пения Цветной Триоди. Вознесение Господне Пятидесятница (πεντηkόστη) Отдел второй. О частном богослужении Крещение О присоединении к Православной Церкви чрез миропомазание О миропомазании лиц, присоединяющихся к Православной Церкви из раскола О присоединении к Православной Церкви пред смертью Чин, како священника Римской Церкви прияти в общение Православной Кафолической Церкви О миропомазании Царей при венчании их на царство О причащении больного Покаяние Священство Посвящение в чтеца и певца Посвящение в иподиакона Рукоположение во диакона Рукоположение во священника Рукоположение во епископа Награждение набедренником, палицей, митрой Брак Елеосвящение Пострижение в монашество Последование в одеяние рясы и камилавки Последование малой схимы, сиречь мантии Последование великого и ангельского образа Отходная Омовение, одевание и положение во гроб умершего Чтение Евангелия и Псалтири Панихида Лития об усопших Вынос тела для отпевания и погребения Вынос тела Отпевание и погребение Отпевание мирян Погребение мирян Погребение иноверцев и раскольников при участии православного священника Отпевание и погребете монахов, игуменов, архимандритов Отпевание и погребение священников Отпевание и погребение младенцев Отпевание и погребение в Пасху Отпевание и погребение мирян в Пасху Отпевание и погребение архиереев и священников в Пасху Богослужение при основании храма Поставление креста на храме Благословение колокола Богослужение при освящении храма Освящение храма архиереем Освящение архиереем одних антиминсов Освящение храма священником Малое освящение храма Освящение церковных вещей не при освящении храма Водоосвящение Великое водоосвящение Малое водоосвящение Молебные пения О встрече государя императора Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути высочайшого шествия Чин встречи преосвященных архиереев при посещении ими церквей Особенности при службе, совершаемой священником и диаконом в присутствии архиерея неслужащего  
 

Предисловие1

Знание церковного устава приобретается, преимущественно, практическим способом.

Изучающие церковный устав, обыкновенно, ознакомляются с ним таким образом: часто присутствуют при Богослужении, замечают порядок совершения его, читают, поют при нем, и сперва при руководстве других опытных лиц, а потом и без сторонней помощи отыскивают в богослужебных книгах то, что предписано уставом касательно отправления служб в разные дни года.

При практическом изучении церковного устава всегда бывает полезен и необходим руководитель. Посему, нельзя отвергать пользы книги, имеющей в виду руководствовать к изучению устава, тем более что не всегда и не везде можно иметь сведущего руководителя.

Какие же сведения предполагаются в знающем церковный устав, и что потому должно входить в состав книги, руководствующей к изучению церковного устава? Знать церковный устав – значит знать, как Православная Церковь предписывает совершать Богослужение.

Поceму, в знающем церковный устав, прежде всего, предполагается знакомство с богослужебными книгами, умение понимать сокращенные и собственно церковные названия молитвословий, и по этим названиям находить в различных местах разных богослужебных книг то, что предписано уставом, касательно Богослужения, в известное время и при известных случаях.

Так как в богослужебных книгах часто делают указания на храм, его части, принадлежности, т. е. утварь и тому подобное, то все предписания церковного устава может понимать только тот, кто знает название, назначение и употребление всех этих предметов при Богослужении. Далее, в знающем церковный устав предполагается знание чина Богослужения, т. е.

общего порядка молитвословий, песнопений, чтений и священнодействий при божественных службах, а также – изменения общего порядка в разных случаях.

Таким образом, в состав книги, способствующей к изучению устава Богослужения Православной Церкви, должны войти три части: одна – о храме и его принадлежностях, другая – о богослужебных книгах, третья – о совершении Богослужения.

В первой части предлагаемого труда говорится: 1) о храме, его частях и о священных сосудах; 2) о колоколах и звоне; 3) о светильниках и освещении; 4) о священных одеждах и облачении; 5) об отверстии и затворении завесы; 6) – Царских врат; 7) о сосудах при каждении и о каждении.

Во второй части содержатся сведения о богослужебных книгах, относящихся: 1) к общественному Богослужению; 2) к частному Богослужению; 3) и к общественному и частному Богослужению.

В третьей части говорится сперва о службах общественного Богослужения, и так как оно образуется из троякого рода служб, именно: дневных, приспособленных к времени суток, седмичных и годовых, приспособленных к дням седмицы и года, то сначала излагаются службы дневные – вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия, потом службы дней седмицы и года, иначе сказать, говорится о днях Богослужения, – о праздниках и так далее, и затем излагаются службы частного Богослужения.

Предметы, входящие в состав предлагаемого труда, расположены в том порядке, в каком они обыкновенно представляются вниманию каждого при совершении Богослужения.

Например, на всенощном бдении сперва при храме бывает звон, затем возжигаются светильники, далее следует облачение священнослужителей, отверстие завесы, открытие Царских врат, каждение, и затем служащие берут богослужебные книги и – совершается Богослужение (Тип., гл. 2).

Так как большим затруднением к изучению церковного устава служит то, что многочисленные и разнообразные предписания устава, касающиеся одной службы, а иногда одного молитвословия или священнодействия, по разным причинам, излагаются порознь в нескольких богослужебных книгах, или хотя и в одной книге, но в разных местах ее, то, чтобы облегчить изучение устава, составитель предлагаемого «Пособия» старался снести вместе предписания устава, относящиеся к одному какому-либо предмету, и, по возможности, показать, в какой связи находятся частные предписания устава и каким определенным правилам они подчинены.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nikolskij/posobie-k-izucheniyu-ustava-bogosluzhenija-pravoslavnoj-tserkvi/

Последование повечерия никольский

Последование повечерия никольский

Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении.Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы.Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой.

Последование великого повечерия

«Слава, и ныне, Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы.» (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: «Яко с нами Бог».

Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи.», «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко.», «И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый.», «Верую.».

Священник (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице.», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел.» и прочие тропари (с поклонами).

Хор повторяет (эти тропари помещены в великом повечерии наряду) (но во все субботу Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом).

На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы.», «Слава: Помяни, Господи.», «И ныне: Мати святая.» (см. Типикон — в пяток 2-й седмицы вечера)

Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Вестника», и издать в виде отдельных книг. Кроме того, в настоящем «Сборнике» некоторые статьи (напр., о церковном звоне или вводные статьи о порядке действий священника на обычных службах) появляются в печати впервые.

Для удобства пользования книгой, все недоуменные вопросы расположены в систематическом порядке.

Преследуя чисто практическую цель, Редакция «Р.д.с.п.» ограничивалась по возможности краткими ответами на вопросы, и потому иногда ответы представляют сокращения целых статей, в которых они (ответы) обстоятельно мотивированы.

По возможности также исправлены неточности в журнальных ответах на запросы, дававшиеся, естественно, иногда спешно.Считая точность, ясность и полноту самыми необходимыми качествами всякой справочной книги, Редакция «Р.д.с.п.

» Просит всех православных пастырей не отказать в указании возможных недосмотров или неточностей, которые встретятся при практическом

Та́же ектениа́ вели́кая от диа́кона: Ми́ром Го́споду помо́лимся.

[зри́] Подоба́ет ве́дати, я́ко по внегда́ нача́ти иере́ю, кади́т святу́ю трапе́зу по обы́чаю и ве́сь олта́рь, ве́чер, на Го́споди воззва́х: на Утрени, в нача́ле кано́на исхо́дит и кади́т хра́м и ли́ки и бра́тию по обыкнове́нному чи́ну. Посе́м, Го́споди воззва́х: пое́м во гла́с 2. Поста́вим стихо́в 6. И пое́м стихи́ры воскре́сны, 3, гла́с 2.

Пре́жде ве́к от Отца́ ро́ждшемуся Бо́жию Сло́ву, вопло́щшемуся от Де́вы Мари́и, прииди́те поклони́мся: Кре́ст бо претерпе́в, погребе́нию предаде́ся, я́ко Са́м восхоте́: и воскре́с из ме́ртвых, спасе́ мя заблужда́ющаго челове́ка.

Христо́с Спа́с на́ш, е́же на ны́ рукописа́ние пригвозди́в на Кресте́ загла́ди, и сме́ртную держа́ву упраздни́: покланя́емся Его́ тридне́вному Воскре́снию.

Со арха́нгелы воспои́м Христо́во Воскре́сние: То́й бо е́сть Изба́витель и Спа́с ду́ш на́ших, и в сла́ве стра́шней и кре́пцей си́ле, па́ки гряде́т суди́ти ми́ру, его́же созда́.

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Господи помилуй, трижды. хор или чтец:Слава, тропарь предпразднства, глас 4: Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: наста же время рождества и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.

Христос раждается прежде падший воскресити образ.

И ныне, Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная: Таже тропари сия по дважды поем, глас 8: Вифлееме уготовися, благоукраситеся ясли, вертепе приими, Истина прииде, сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, вообразився якоже мы, и обожив плоть.

Тем Адам обновляется со Евою зовуще: на земли благоволение явися спасти род наш. Дважды. Таже поем, глас 3: Стих: Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи. Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет, тайно глаголющее: и ты Вифлееме, земле Иудова, никакоже наречешися менши во владыках предуготовляющи вертеп.

протоиерей Константин Никольский

князя Владимира на Петербургской стороне, в 1858 г. перемещен к Успенской Спасо-Сенновской церкви, при которой прослужил свыше 50 лет.

В 1880 г. возведен в сан протоиерея.

Более 25 лет протоиерей Константин состоял членом Училищного Совета при Св. Синоде, в работах которого принимал самое активное участие. В 1876 г. свящ. К. Никольский был избран почетным членом Московской Духовной Академии.

За сочинения «Об антиминсах» и «Анафематствование» был удостоен Академией наук Уваровской премии, за сочинение «О службах Русской Церкви» получил благодарность наследника Цесаревича.

Источник: https://pskovyurist.ru/posledovanie-povecherija-nikolskij-73373/

Последование малого повечерия

Стр 3 из 34 Устав совершения малого повечериянаходится в Часослове и в Октоихе «в субботу на повечерии». Краткие замечания о нем сделаны в 7 и 9 главах Типикона. полностью содержится только в Следованной Псалтири и Каноннике, а в Часослове дано неполное последование со ссылками на молитвословия из Великого повечерия и вседневной полунощницы.

По указанию 7главы Типикона малое повечерие должно совершаться в притворе. В настоящее же время малое повечерие в большинстве случаев читается священнослужителями келейно или же входит в состав вечернего монашеского правила (малое повечерие с 3-мя канонами и вечерние молитвы) и совершается в храме, а не в притворе.

Перед началоммалого повечерия священник облачается в епитрахиль и поручи (согласно установившейся повсеместной практике), крестится, целует край святого престола и Евангелие и снова крестится. Затем при закрытой завесе царских врат, он выходит северной дверью на солею.

Последование вседневной службы

1Схемы служб всех разрядов: простой, шестеричной, славословной, полиелейной, всенощного бдения и заупокойного богослужения печатается по благословению преосвященного димитрия епископа тобольского и тюменского, ректора тобольской духовной семинарии содержание .

3 Последование шестеричной службы .

7 Последование славословной службы . 7 Последование полиелейной службы .

9 Последование всенощного бдения .12 Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех разрядов . 16 Заупокойное богослужение (Парастас) .

Богослужение

▶ ▶ Древо сайта | |

  1. 3,8K
  2. 14,1K
  3. 4,1K
  4. 687
  5. 384
  6. 1,3K
  7. 14,4K
  8. 14K
  9. 1,7K
  10. 6,5K
    • 73,5K
    • 5,1K
    • 1,3K
    • 4,6K
    • 5,1K
  11. 5,1K
  12. 16,4K
  13. 4K
  14. 4K
  15. 2,8K
  16. 3,3K
  17. 73,5K
  18. 17,6K
  19. 3,6K
  20. 110
  21. 36,9K
  22. 4,1K
  23. 3,9K
  24. 18,4K
  25. 3,4K
  26. 10,2K
  27. 35,6K
  28. 17,6K
  29. 5,1K
  30. 1,6K
  31. 30,6K
  32. 4,1K
  33. 3,9K
  34. 17,4K
  35. 4,8K
  36. 7,1K
    • 36,9K
    • 18,4K
    • 10,2K
    • 14K
    • 35,6K
    • 30,6K
    • 17,6K
    • 14,4K
    • 17,6K
    • 16,4K
    • 17,4K
    • 14,1K
    • 3,9K
    • 3,6K
    • 4,1K
    • 3,8K
    • 3,9K
    • 3,4K
    • 4,1K
    • 3,3K
    • 4K
    • 4,1K
    • 3,9K
    • 4K
    • 7,1K
    • 8,2K
    • 384
    • 4,8K
    • 687
  37. 3,9K
  38. 4,6K
  39. 8,2K
Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: