Пособие при домашнем обучение

Содержание
  1. Семейное образование
  2. Экстерны
  3. Основания возникновения образовательных отношений
  4. Управление по образованию:
  5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, проживающих в городском округе Балашиха обязаны:
  6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:
  7. Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?
  8. Что такое семейное образование – его принципы
  9. Что ждет родителей и детей на семейном обучении
  10. Финансовый вопрос семейного образования
  11. Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму
  12. Рассчитывать на компенсацию или нет?
  13. Финансовая сторона домашнего обучения
  14. За чей счет происходит домашнее обучение по состоянию здоровья
  15. Компенсации за семейное обучение
  16. Льготы
  17. Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий
  18. Переходим на семейное образование
  19. Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
  20. Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
  21. Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
  22. Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
  23. Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
  24. Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
  25. Семейное обучение. Закон и порядок
  26. Это должен знать каждый
  27. Читайте по теме

Семейное образование

Пособие при домашнем обучение

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие.

Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

При этом общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона).

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона).

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (часть 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона).При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно (частью 3 статьи 34 Федерального закона).

Экстерны

Экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (статья 33 Федерального закона).

Экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона.

В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основания возникновения образовательных отношений

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным, в целях обеспечения получения несовершеннолетними начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования вне образовательной организации в форме семейного образования

Управление по образованию:

  1. Ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня, и проживающих на территории городского округа Балашиха;
  2. Рекомендует родителям (законным представителям) образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации несовершеннолетнего, получающего общее образование в форме семейного обучения.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего, проживающих в городском округе Балашиха обязаны:

  1. Уведомить в письменной форме Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха о выборе формы получения образования;
  2. Обратиться в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, с заявлением о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации;
  3. Обеспечивать целенаправленную организацию деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:

  1. Издать распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации;
  2. Определить порядок прохождения аттестации с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала;
  3. Создавать условия в процессе прохождения аттестации по социализации экстернов, их интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательной организации;
  4. Обеспечить обучающихся по образовательным программам в форме семейного образования учебниками и учебными пособиями;
  5. Организовать при необходимости предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;
  6. Если экстерн не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность, зачислить обучающегося в образовательную организацию для продолжения обучения (часть 10 статьи 58 Федерального закона).

Источник: https://obrazovanie-balashiha.edumsko.ru/activities/semja

Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?

Пособие при домашнем обучение

Мало кто слышал о форме домашнего обучения – семейном образовании. Еще меньше людей знает о том, что при таком формате государство обязано выплачивать компенсацию за семейное обучение родителям. Но так ли все просто: перевести ребенка, оформить документы и получать деньги? Оказывается – нет.

Что такое семейное образование – его принципы

Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.

Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.

Какие могут быть причины для перевода:

  1. Ребенок, по мнению родителей, очень умный и требует к себе повышенного внимания. Например, занятий с более квалифицированными преподавателями-репетиторами. Такое действительно может быть. И умственно продвинутые дети часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, которым больше нечем похвастаться, кроме как физической силой. Родители защищают своего сына или дочь от психологической травмы, позволяя им заниматься самостоятельно.
  2. Болезнь или ограниченные возможности ученика. Хотя эта причина находится далеко не на первом месте.
  3. Тяжелые материальные условия в семье, когда ребенка воспитывает мать или отец, не имея времени привести и забрать школьника из учебного заведения.

Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально.

В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям.

Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.

Что ждет родителей и детей на семейном обучении

Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ.

Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе.

В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.

Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.

Финансовый вопрос семейного образования

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами.

Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год.

Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Они узнали вот еще что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей –  большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.

Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.

Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму

Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.

Можно представить, что делается в других регионах страны. 

Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.

Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка.

Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня.

Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.

На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.

В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.

Рассчитывать на компенсацию или нет?

На данный момент закон о выплатах действует и исполняется в Омской, Пермской и Свердловской областях. В Москве такие расходы из бюджета не предусмотрены, поэтому родители обеспечивают обучение детей самостоятельно.

Если в предварительной беседе с руководством школы и представителями отдела образования выяснится, что в вашем регионе никто не учится заочно, тем более никому не выплачивается денежная компенсация, то рассчитывать на получение денег не стоит. 

Для того, чтобы заставить закон действовать, на семейную форму должно перейти больше детей или ужесточиться правила перевода, чтобы антисоциальные элементы не могли использовать средства ребенка в собственных целях. Пока что заниматься данной проблемой некому.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Воронежский Государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова

Технико – экономический колледж

АНО ДПО “Воронежский Институт Профессионального Образования и Повышения Квалификации”

Учебный Центр «Промстройгаз»

Источник: https://ecvdo.ru/states/kompensaciya-za-semejnoe-obrazovanie-chto-eto-i-kak-ee-poluchit

Финансовая сторона домашнего обучения

Пособие при домашнем обучение

Каждый родитель желает для своего ребенка только качественное образование. Ведь база знаний, полученная в школьном возрасте, является основой для дальнейшего поступления в ВУЗ и устройства на работу.

Некоторые дети не имеют возможности посещать занятия по состоянию здоровья, а родители других, предпочитают самостоятельное обучение.

В чем же разница основных форм обучения, платно оно или можно учиться бесплатно, и получают ли учащиеся на дому те же привилегии, льготы, что и обычные школьники?

За чей счет происходит домашнее обучение по состоянию здоровья

Существуют много причин, по которым детям сложно посещать общеобразовательную школу ежедневно. Наиболее частые случаи – хронические болезни, или плохое состояние здоровья.

В связи с этим, альтернативой является домашнее обучение. Подобная организация учебного процесса предполагает, что учащемуся позволено иногда присутствовать на уроках, контрольных работах и экзаменах.

Кроме того, ребенок в любой момент может перейти на систематическое посещение.

Для перехода на бесплатное домашнее обучение необходимо получить заключение медкомиссии из районной поликлиники. На основании результатов анализов, обследований врачей ставится диагноз. Контрольно-экспертная комиссия выдает справку, в которой рекомендуется перевести ребенка на домашнее обучение. Срок действия такой справки один год. Для перевода нужно предоставить следующие документы:

  • свидетельство о рождении учащегося;
  • справка из поликлиники;
  • заявление на имя директора учебного заведения, и в образовательный департамент.

Оба заявления отправляются одновременно. Второе необходимо в случае, когда директор не захочет брать всю ответственность на себя. После утверждения обучения ребенка на дому, составляется индивидуальный график занятий, договор между школой и родителями/законными представителями.

Перед тем как начать весь процесс перехода, у родителей возникает вопрос, домашнее обучение: платное или бесплатное? Обучение на дому бесплатное, за всё платит государство. Обучающемуся предоставляются:

  • бесплатные учебники, справочная и художественная литература, которая имеется в библиотеке;
  • ежедневные занятия со школьными педагогами;
  • консультативная и психологическая помощь при необходимости;
  • возможность посещения культурных мероприятий с другими учащимися.

Однако, есть ограничения по часам. Так, для начальных классов – 8 часов бесплатных занятий в неделю, с 5-7 класс – 10 часов, с 8-9 класс – 11 часов, с 10-11 класс – 12 часов. Длительность одного урока может быть меньше 45 минут.

Преимущественно к ученику направляются те учителя, которые ведут уроки в данном классе. Если домашнее обучение продлится менее двух месяцев, или срок обучения неизвестен, то преподаватели получают почасовую оплату, в иных ситуациях оплата включена в тарификацию.

В случае отсутствия или болезни педагога, административный отдел образовательного учреждения обязан заменить его для проведения урока.

Если же заболел сам учащийся, пропущенные часы отрабатываются в последующие дни учителем, получающим оплату согласно тарификации. Дни отработки обговариваются с родителями.

При досрочном завершении домашнего обучения, в бухгалтерию передается приказ о снятии с преподавателя учебной нагрузки. Таким образом, ответ на вопрос нужно ли платить за домашнее обучение родителям– нет.

Компенсации за семейное обучение

Семейное обучение является одной из форм школьного образования, практикующейся в современной России с 1992 года. Главное отличие от домашнего обучения заключается в том, что ребенок не закреплен ни за каким образовательным учреждением, а вся ответственность за учебный процесс лежит исключительно на родителях. Детей, обучающихся по семейной форме, называют экстернами.

Такая форма обучения также бесплатна, при условии, если родители сами обучают ребенка. Хорошо, если мама педагог. В интеренте множество беспланго материала для самостоятельного изучения.

Раскошелится придется в случаях если нанимать репетиров. Множество онлайн школ готовы помочь вам в получении образования. Часто предлагается не только участие в онлайн уроках, но и контроль успеваемости. Стоимость варьируется от 200 рублей в месяц до 12000.

Основными причинами для перевода являются:

  • Родители предпочитают более квалифицированных преподавателей. Это связано с тем, что умственные способности ребенка развиты лучше, чем у сверстников, что требует дополнительных нагрузок.
  • Заболевания, ограничивающие возможности ребенка.
  • Материальное положение семьи. Родители не имеют возможности приводить и забирать ребенка из школы.

Наиболее распространен первый вариант, когда родители предпочитают занятия с репетитором. Некоторым же детям очень тяжело адаптироваться среди остальных, поэтому единственный выход – индивидуальные занятия.

Компенсация за домашнее обучение ребенка предусмотрена в Свердловской, Омской областях, и в Пермском крае. Теоретически, процесс перевода достаточно прост. Необходимо подать заявление на семейное обучение, и заключить договор с руководством школы о сумме выплат.

В случае отказа, обратиться в местное управление по образовательным вопросам. Однако, на деле родители очень часто сталкиваются с трудностями при получении компенсации. Министерства образования регионов нередко настаивают, что выплаты будут производиться лишь нуждающимся в них.

В таком случае родителям не избежать судебных разбирательств.

Сколько же стоит семейное образование, и почему государство обязано выплачивать компенсацию? Всё дело в том, что обучающиеся по семейной форме не пользуются пособиями из библиотеки и «трудом» школьных преподавателей. Все организационные и прочие расходы оплачиваются родителями. Размер компенсации варьируется от 19 000-150 000 рублей ежегодно, в зависимости от местного бюджета.

Ребенок раз в полгода должен проходить аттестацию на полученные знания дома. На данный период школа зачисляет обучающегося, а после прохождения аттестации отчисляет. Если нет двоек, а экзамены прошли успешно, родители могут обратиться для получения компенсационных выплат. В противном случае ребенка обязаны вернуть в школу, и выплаты не предусматриваются.

Семейное обучение подразумевает прохождение школьной программы, и дополнительную подготовку по отдельным дисциплинам. Руководство школы ответственно лишь во время сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. В остальной период, всё лежит на плечах родителей. Так стоит ли рассчитывать на компенсацию, вопрос непростой.

В первую очередь всё зависит от региона, и от руководства образовательного учреждения, которое может отказать. Законодательством не запрещено местным органам выплачивать компенсации за семейное образование.

Однако, ужесточение мер по переводу происходит для того, чтобы антисоциальные родители не использовали деньги ребенка в собственных интересах.

Льготы

 Государственная школаДомашнее обучениеСемейное обучение
Льготный проезддаданет
Льготные билеты в музеидадане все *
Бесплатные учебникидадане все **
Бесплатное питание (завтраки и обеды)да (начальная школа)нетнет

* Многие музеи предлагают бесплатные билеты по социально карте и ориентируются на возраст
** Некоторые школы предоставляют возможность пользоваться учебниками и библиотекой. Уточняйте у директора.

Семейное образование в корне отличается от домашнего, и льготы, которые доступны для вторых, не предусматриваются для семейников. Например, льгота школьнику на проезд в общественном транспорте. Для ее оформления потребуется справка с образовательного учреждения, а так, как обучающийся по семейной форме не числится ни в одной из школ, ему подобный документ не выдается. Соответственно оплачивается полная стоимость проезда.

Согласно законодательству, ученикам старше десятилетнего возраста предоставляется 50% скидка на поездки железнодорожным транспортом. Период действия с начала учебного года по 15 июня. Однако, такие льготы предусмотрены не всем обучающимся. Это связано с региональным законодательством, и тарификацией транспортных компаний.

Несмотря на то, что деятельность компании «РЖД» взаимосвязана с государством, категория льготников определяется организацией самостоятельно. На сегодняшний день, 50% скидки доступны лишь для детей, обучающихся по очной форме. Возможно в скором времени, усилиями родителей, льгота будет распространяться и на семейников.

Льгота на авиабилеты не подразделяется на категории по форме обучения. Она предоставляется всем детям до 12 лет. Более взрослые обучающиеся также могут рассчитывать на скидки в зависимости от авиакомпании, маршрута и времени года.

Для экстернов доступны льготы на покупку билетов в музеи, театры и другие учреждения для культурного развития. Ограничение по возрасту 18 лет. В федеральных музеях проход бесплатный, а в других скидки предоставляются индивидуально.

Экстерны обладают такими же академическими правами, как и школьники очной формы обучения. А именно: участие в олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческое развитие, посещение выставок и других мероприятий. Предоставляется бесплатное учебное пособие.

Помимо этого, все расходы на проведение аттестации покрывает образовательная организация. Многие льготы не предусмотрены для обучающихся по семейной форме.

Но стоит учитывать, что и расходы родителей на покупку формы, сменной обуви, школьное питание отсутствуют.

Таким образом, родители и дети самостоятельно решают, какую форму обучения выбрать. Каждый вариант имеет свои особенности и недостатки.

С финансовой точки зрения, семейное образование может стоить намного дороже, все зависит от размера и наличия компенсационных выплат, стоимости услуг репетитора, и спецлитературы для дополнительных занятий. Но стоит учитывать и расходы родителей очников.

Ведь существуют сборы в школьный фонд, на ремонтные работы, приобретение формы и многое другое. То же самое можно сказать и о тех, кто находится на домашнем обучении, при котором требуется хоть изредка посещать школьные уроки.

Ребенку, который не может обучаться вместе со всеми, положена компенсация от государства. Это объясняется тем, что школа закупает учебники и оборудование. Так как ребенок не посещает школу и их не увидит, ему выплачивают сумму из расчета примерных затрат учебного учреждения на одного ребенка.

На эти деньги закупается необходимое для учебы самого надомника. Сумма немаленькая, к примеру, в Омске эта компенсация достигла 135 тысяч рублей в год. Некоторые родители, зная, что можно получить большие деньги, оформляют домашнее обучение, но средства тратят вовсе не на репетиторов, чтоб ребенок не отставал по программе, а на личные нужды.

Отследить, на что уходят средства очень сложно.

В разных регионах разные выплаты, многие родители идут на хитрости и оформляют прописку в чужом регионе, чтобы получить больше денег.

К примеру, в том же Омске в 2018 году было зарегистрировано 53 «надомника», которые не проживали в этом регионе, либо имели временную прописку. Это привело к тому, что в 2019 г.

компенсации будут выделять выборочно, чтобы деньги получили те, кто действительно нуждается и домашнее обучение не превратилось в грязный бизнес.

Источник: https://nello.ru/domashnee-obuchenie/finansovaya-storona-domashnego-obucheniya/

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий

Пособие при домашнем обучение

В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch.

Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями.

    (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.

    )

  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.

Читайте по теме

2

0

43898

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: