Правила произношения слов с чк чн

Содержание
  1. Правила произношения слов с чк чн
  2. Правила произношения слов с чк чн чт щн
  3. Правила произношения слов с чк чн чт щн нч
  4. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
  5. 3.
  6. 4. Построение проекта выхода из затруднения
  7. Физкультминутка
  8. 5.
  9. Правописание слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  10. Согласные звуки. Сочетания букв чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  11. Особенности звучания согласных буквосочетаний
  12. Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  13. Примеры слов с сочетанием чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  14. Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
  15. Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
  16. Советуем посмотреть:
  17. Правило встречается в следующих упражнениях:
  18. Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  19. Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры
  20. Сочетание чн в словах правила
  21. Sokolieds.ru
  22. Произношение сочетаний -ЧН- и -ШН-
  23. 120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  24. Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ
  25. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
  26. Пишу грамотно
  27. Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями. Развитие орфографической зоркости
  28. Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН
  29. Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
  30. Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями. Развитие орфографической зоркости

Правила произношения слов с чк чн

Правила произношения слов с чк чн

Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • бубенчик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • банщик [б а н’ щ’ и к].

В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • дочка [д о ч’ к а];
  • чтец [ч’ т’ э ц];
  • изящный [и з’ а щ’ н ы й’];
  • точный [т о ч’ н ы й’].

Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком.

Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт

Целевые установки урока: находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, правильно произносить слова с сочетаниями чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, преобразовывать звуковые модели слов в буквенные, наблюдать за ритмичностью слов в скороговорке, подбирать слова, рифмующиеся с данными, наблюдать за образностью слова (олицетворением); оценивать результаты выполняемых заданий «Проверь себя».

Ход урока

1. Воспроизведение знаний о непарном глухом шипящем звуке [ч’], правописании буквосочетаний чк, чн, чт.

2.

  • Строчка на машинке была неровной и постоянно рвалась.
  • Елочка горела всю новогоднюю ночь.

Примеры смягчения слов с ЧН без мягкого знака:

  • Сказочный герой победил зло.
  • Елочные игрушки ярко сияли от огоньков.
  • Сочный арбуз ела вся детвора.
  • Скучный урок подходил к концу.

Не забывайте: Обратные сочетания букв НЧ и КЧ также пишутся без мягкого знака, за счет смягчающей согласной Ч.

Примеры:

  • Кочка появилась на дороге неожиданно.
  • Пончиков не хватило на всех.

То же самое и со словосочетанием НЩ: гонщик мчит очень быстро.

Внимание: Сочетание букв ЧН также может произноситься, как звук «шн».

Правила произношения слов с чк чн чт щн

Правда ли, что в 18 веке фортепиано называли ТИХОГРОМ?

10. Правда ли, что КИВЕР — это парадное оружие в русской армии 18 века?

Упражнение 10.

Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения.
Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов.

1. Я, детушки, не чван! Вы знатности моей не трусьте.

(В.
Жуковский)

2. Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн.

( Ф. Достоевский)

3. И шли года… Гулял в степях

Лишь буйный ветер на просторе…

Но вот скончался Мономах,

И по Руси — туга и горе.

(А.

Правила произношения слов с чк чн чт щн нч

Целевые установки урока: находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, правильно произносить слова типа что, скучно, конечно и др.

в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, познакомиться с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, писать слова с данными буквосочетаниями; вводить в активный словарный запас слова с буквосочетаниями чк, чн, чт (на основе материала упражнений учебника) и слово с непроверяемым написанием девочка, оценивать результаты учебной деятельности.

Ход урока

1.

Важно

Бианки

– Что делала на льду реки оляпка?

– Куда птичка прыгнула?

– Что она там делала?

– Почему оляпке зимой не холодно?

– Объясните правописание выделенного слова.

3. Прочитайте. Выучите. Запишите по памяти. подчеркните буквосочетание нч

Жук увидел одуваНчИк

И присел, как на диваНчИк.

Так удобно жук уселся,

А диваНчИк разлетелся.

Б.

Заходер

4. Угадайте, что это?

_ _ _ ПОЧКА

В этой почке нить накала.

_ _ ПОЧКА

Эта почка из металла.

_ПИ_КА

Эта пика не остра,

Это ключик от костра.

Ответ: лампочка, цепочка, спичка.

5. Напиши правильно!

Колюч…ки, как известно,

Злюч…ки.

А кто же любит их –

Колюч…ки?

Один верблюд.

Ведь у верблюда

Колюч…ки – фирменное блюдо.

Б.

Заходер

6. Отгадайте загадки.

В нерусифицировавшихся заимствованных словах на месте букв е и я во всех предударных слогах могут произноситься нередуцированные гласные: легáто – [л’э]гáто, Веспýччи – [в’э]спýччи, Нерóн – [н’э]рóн, , гяýр –[г’а]ýр, Ляшкó – [л’а]шкó, геноцúд – [г’э]ноцúд, Бенвенýто – [б’энв’э]нýто, лямбиóз – [л’а]мбиóз, Лятошúнский – [л’а]тошúнский.

4. После [ж], [ш] и [ц] в некоторых заимствованных словах безударная буква е может произноситься без редукции: шедéвр – ш[э]дéвр, Шеньé – Ш[э]ньé, женьшéнь – ж[э]ньшéнь, Жерáр – Ж[э]рáр, цейтнóт – ц[э]йтнóт, центýрия – ц[э]нтýрия, Церéра – Ц[э]рéра, миелúт – ми[э]лúт, пиетéт – пи[э]тéт, шевролé – ш[э]вролé, Шери-дáн – Ш[э]ридáн, Жерардéн – Ж[э]рардéн.

5.

Запишите отгадки

– Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним,

Нарисуют дом и дым. (Краски и кисточки)

– Грамоты не знаю,

А век пишу. (Ручка)

– На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

– Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (Удочка)

7. Составьте сочетания слов. Объясните значение каждого сочетания слов.

Запишите их

Образец: цветы, магазин – цветочный магазин.

Молоко, каша. Кирпич, дом. Пшеница, хлеб.

8. Обидно…

В школе учили правило: чк и чн пиши без мягкого знака.

В конце урока учительница написала на доске слова и попросила ребят придумать к ним пары.

Упражнение 1.

Прочитайте иностранные слова, в которых пишется Е.

Определите произношение предшествующего согласного. Над буквой Е пишите букву Е (если произносится мягко) или Э (если произносится твердо).

Академия, депозит, тезис, музей, галифе, денди, кафе, профессор, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, идеал, депутат, ателье, свитер, фанера, шинель, интернат, пастель, патент, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, неологизм, термин, фонетика, дезинфекция, дебют, кабаре, денди, диадема, депрессия, компетентный, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, бенефис, ремарка, интервью, агрессор, леди, свитер, протекция, тире.

Упражнение 2.

Используя Орфоэпический словарь русского языка, определите, в каких словах под ударением следует произносить букву Е, а звук[Э], а в каких букву Ё, звук [О].

Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чистописание

Чч ччч

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.) – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) – Подчеркните эти сочетания в словах.

3.

Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

– Вернемся к последнему слову.
Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

– Назовите тему урока.

Какой это звук? (Согласный мягкий.)

– Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5.

Такт (ритм) — такт (чувство меры) — морфологический способ ( основан на сопоставлении производных слов и словоформ).

Омоформы — слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) — печь (гл.).

Омофоны — слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся, например: лук — луг, гриб — грипп.

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах, например: мука’ — му’ка, замо’к — за’мок.

Паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: абонемент — абонент, великий — величественный, враждебный — вражеский,

Парономазы — близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: кларнет — корнет, боцман — лоцман, инъекция — инфекция.

Источник: https://realkonsalt.ru/pravila-proiznosheniya-slov-s-chk-chn

Правописание слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Правила произношения слов с чк чн

Написание слов с сочетанием чн, чт, чк, нч, нщ, щн, рщ регулируется правилами орфографии. Правописание не зависит от звукового произношения и требует изучения правил чк чн и аналогичных им.

  • 1 Согласные звуки. Сочетания букв чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  • 2 Особенности звучания согласных буквосочетаний
  • 3 Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  • 4 Примеры слов с сочетанием чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
  • 5

Согласные звуки. Сочетания букв чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

В русском языке 36 согласных звуков. Существует два способа их категоризации:

  1. Деление на звонкие и глухие (первые состоят из голоса и шума, а вторые – полностью из шума);
  2. Деление на твёрдые и мягкие (различие производится на основе положения языка при произнесении).

Некоторые согласные образуют друг с другом пары на основе звонкости и глухости ([б] и [п], [г] и [к]) и на основе твёрдости и мягкости ([б] и [б’],[г] — [г’]).

У шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также у [ц] и [j’] нет пар по признаку мягкости и твёрдости, поэтому [ж], [ш], [ц] – это всегда твёрдые звуки, а [ч], [щ’] и [j’] – мягкие.

В составе сочетаний «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» присутствуют звуки [ч’] и [щ’].

Особенности звучания согласных буквосочетаний

В большинстве случаев рядом стоящие звуки влияют друг на друга. Они смягчаются, заглушаются или не произносятся совсем. Существенное отличие постоянных по твёрдости-мягкости заключается в том, что не имеет значения, какие гласные и согласные стоят до и после них. Их звучание не изменяется.

Даже если после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, он всё равно будет произноситься твердо. То же самое касается и мягких шипящих. Они звучат согласно своему названию вне зависимости от характеристик находящихся рядом гласных и согласных.

При этом стоящие перед ними согласные изменяются.

Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении слов они воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных по признаку мягкости.

Например, в словах «бубенчик» и «банщик» звук [н] смягчается под воздействием последующих [ч’], [щ’] и превращается в [н’]. При произношении слов, в которых присутствуют сочетания согласных с предшествующими [ч’] и [щ’], можно четко услышать их мягкость.

Например, в словах «дочка», «изящный», «конечный» эта характеристика очевидна.

Внимание! Слова с «чн» могут отличаться в произношении:

  • произносят как [ч’н] (точный ответ, срочное дело);
  • произносят как [шн] (нарочно, скворечник);
  • допускают произношение и как [шн], и как [ч’н] (скучно, булочная, прачечная).

Справка! В русском языке существует тенденция к смене произношения с [шн] на [ч’н], и количество слов, в которых «чн» звучит как [шн], значительно уменьшилось. Это можно понять по словам, которые изменили своё звучание, например, кори[шн]евый и сливо[шн]ый. Подобное произношение вышло из употребления и не является верным. Новые слова с «чн», появляющиеся в русском языке, произносятся только с [ч’н].
Буквосочетание «чт» произносится в соответствии с написанием – [ч’т]. Правило не распространяется на слово «что» и производные от него (чтобы, что-нибудь, ничто и другие), в них «чт» произносится [шт]. Исключением является слово «нечто», в котором четко звучит [ч’т].

Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Буквосочетания «чт», «чк», «чн», «щн» пишутся без разделяющего их мягкого знака, так как [ч’] и [щ’] всегда мягкие, поэтому обозначение мягкости на письме не требуется. Буквосочетания «нч», «нщ» и «рщ» также не нуждаются в дополнительном смягчении, так как они ассимилируются и смягчаются за счёт следующих за ними шипящими [ч’] и [щ’].

Внимание! Сочетания согласных с [ч’] и [щ’] всегда пишутся без мягкого знака.

Исключением являются «льч» и «льщ», а также слова «маньчжурский» и «Маньчжурия».

Примеры слов с сочетанием чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Для лучшего запоминания рекомендуется изучить правило на примерах:

  • Слова с сочетанием чт — чтение, чтец, почтальон, мечта, мечтательный, ничтожество, почти, почтенный, почтовый, нечто, что-то, чтобы, что-то, что-нибудь;
  • Слова с чк — свечка, бочка, почка, корочка, точка, печка, мочка, ласточка, кочка, ручка, сумочка, лавочка, сыночка, саночки, верёвочка, уздечка, крылечко, дочка;
  • Слова с чн — конечный, полуночный, млечный, столичный, двоичный, лодочник, обычный, отличник, сочный, срочность, привычный, точный, строчной, цветочный, облачный, солнечный, гречневый, ёлочный;
  • Слова с нч — флакончик, кулончик, баллончик, пончо, пончик, птенчик, утонченный, венчик, одуванчик, солончак, клянчить, нянчить, закончить, ранчо;
  • Слова с нщ — гонщик, зачинщик, оконщик, сменщик, мороженщик, обманщик, барабанщица, банщик, каменщик;
  • Слова с щн — жилищный, хищник, мощный, помощник, изящный, сущность, сообщник, пращник, насущный, будущность, овощной;
  • Слова с рщ — уборщик, сварщик, сборщик, борщ, наборщик, заговорщик, морщить, притворщик, спорщик.

В освоении правил помогает и видеоматериал:

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/pravopisanie-slov-s-sochetaniyami-cht-chk-chn-nch-nshh-shhn-rshh

Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН

Правила произношения слов с чк чн

Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака – показателя мягкости согласного.

Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.

Например: свечка, синичка, вечность, строчной, хищник, овощной

! Обрати внимание, что обратные сочетания – НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.

Например: гонщик, пончик

! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]

При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.

Например: ластик, стёкла, песня, снег, здесь, казнь

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1, 2, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 90, Полякова, Учебник

Упражнение 93, Полякова, Учебник

Упражнение 96, Полякова, Учебник

Упражнение 156, Полякова, Учебник

Упражнение 40, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 74, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 114, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 117, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 159, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 189, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 239, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 258, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 83, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 36, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 92, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 127, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 23, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 333, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 335, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 439, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 5, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 194, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 203, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 206, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 190, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 220, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 601, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 703, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 304, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 321, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 74, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 129, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 657, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 708, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 172, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 297, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 435, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 563, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 573, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 550, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 36, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 65, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 91, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 47, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/1110

Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся . Между соглас­ны­ми в бук­во­со­че­та­ни­ях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мяг­кий знак не пишет­ся.

  • чн — полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.
  • чт — поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, , что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
  • чк — свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;

Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го

Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры

Например, лоб – боль, рота – пить. То есть, буквы могут произноситься с и без смягчения.

Запомните: Буква «Ч» не имеет пары по твердости!

То есть, она всегда мягкая. Поэтому на письме нет необходимости дополнительно акцентировать внимание на ее мягкости с помощью мягкого знака.

При этом рядом стоящие буквы также смягчатся. То же самое касается и буквы «Щ», которая также всегда выступает мягкой. Примеры использования слов с ЧК:

  1. Свечка догорала медленно.
  2. Елочка горела всю новогоднюю ночь.
  3. Дочка с внучкой жили, словно две подруги.
  4. Ночка выдалась темной.
  5. Строчка на машинке была неровной и постоянно рвалась.

Примеры смягчения слов с ЧН без мягкого знака:

  1. Сочный арбуз ела вся детвора.
  2. Елочные игрушки ярко сияли от огоньков.
  3. Сказочный герой победил зло.
  4. Скучный урок подходил к концу.

Не забывайте: Обратные сочетания букв НЧ и КЧ также пишутся без мягкого знака, за счет смягчающей согласной Ч.

Сочетание чн в словах правила

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ -ЧН– И -ЧТ- При произношении сочетания букв ч и н нередко допускаются ошибки.

Это связано с изменением правил старого московского произношения, в соответствии с которыми во многих словах это сочетание произносилось как [шн]. По нормам современного русского литературного языка сочетание -чн– обычно и произносится как [чн], особенно в словах книжного происхождения (алчный, беспечный), а также в словах, появившихся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный и т.

д.). Однако традиционное произношение [шн] сохраняется в следующих словах: конечно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник.

Кроме того, произношение [шн] вместо орфографического «чн» требуется в женских отчествах, оканчивающихся на -ична: Ильинична, Лукинична, Никитична, Кузьминична и т. п. Некоторые слова с сочетанием -н– в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко – или как [шн], или как [чн]: булочная, прачечная, копеечный, порядочный, молочный, сливочный и др.

Sokolieds.ru

Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Часы чашка туча чулки – Какая буква чаще других встречались в чистописании?

(Буква ч.) – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) – Подчеркните эти сочетания в словах.

Орфографическая зарядка (с.13 №5) №5.

Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка. – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их. Самостоятельная работа детей. Проверка (.

№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.) – Вернемся к последнему слову.

Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить?

(Узнать правописание сочетания -чк-.) – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.) – А как они пишутся? (Ответы детей.) – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-.

Произношение сочетаний -ЧН- и -ШН-

Такие случаи сопровождаются в словаре соответствующими пометами. 1.

В сочетаниях стн, здн и стл не произносятся согласные [т] и [д]: прелестный – преле[сн]ый, тростник – тро[сн]ик, частник – ча[сн]ик, лестница – л[сн]ица, областной – обла[сн]ой, шестнадцать – ше[сн]адцать, сверстник – свер[сн]ик, звёздный – звё[зн]ый, поздно – по[зн]о, праздный – пра[зн]ый, счастливый – сча[сл]ивый, завистливый – зави[сл]ивый, жалостливый – жало[сл]ивый, совестливый – сове[сл]ивый. В ряде слов, принадлежащих к книжному стилю, в сочетаниях стн, здн и стл согласные [т] и [д] не утрачиваются полностью: астма, глистный, компостный, остролистный, бездна, безвозмездный, костлявый, постлать.

2. Сочетания стск, нтск и ндск произносятся с согласным [цс] на месте сочетаний тс и дс: туристский – тури[цс]кий, расистский – раси[цс]кий, дилетантский – дилетан[цс]кий, ирландский – ирлан[цс]кий, исландский – ислан[цс]кий, шотландский – шотлан[цс]кий.

120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти.

Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

чт — поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­но­сть, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние; чк — свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;

Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Чистописание Чч ччч Часы чашка туча чулки – Какая буква чаще других встречались в чистописании?

(Буква ч.) – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) – Подчеркните эти сочетания в словах.

Орфографическая зарядка (с.13 №5) №5.

Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка. – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их. Самостоятельная работа детей.

Проверка (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.) – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня? – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.) – Назовите тему урока.

(Правописание сочетаний -чк-, -чн-.) – А как они пишутся?

(Ответы детей.) – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ

Практический.

Письмо — Запишите дату, классная работа.

-Посмотрите внимательно на запись: Белый – чёрный Грязный — …Свой — … — Какое задание вы можете предложить?

Как называются такие слова? Какая буква стоит в начале этих слов? — Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас?

Подготовленный ученик читает : Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном.

-Есть. Ударный музыкальный инструмент.

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов.

3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.

  1. Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  2. Подчеркните в первом предложении главные члены.

5.

Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите. что? какой? как? какой? молокó — песóк — кирпи́ч — цветóк — молóчный песóчный кирпи́чный цветóчный вéчно — срóчно — тóчно — скýчно — вéчный срóчный тóчный скýчный

  1. Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Источник: https://pskovyurist.ru/pravila-proiznoshenija-slov-s-chk-chn-73373/

Пишу грамотно

ТЕОРИЯ. Буквенные сочетания ЧТ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака, потому что буквы Щ и Ч обозначают непарные мягкие звуки [ч’] и [щ’] . Для них при письме показатель мягкости не требуется. Буквенные сочетания СТ, СН, ЗН (когда буквы Т или Н обозначают мягкий звук) пишутся тоже без мягкого знака, например: листья, жизнь, мясник.

Запомни! Слова с сочетанием ЧН могут произноситься по-разному: конечно — [шн]; точно, срочно, конечная остановка — [ч’н]; Но есть слова, в которых сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч’н]: скучно, булочная, прачечная.Произнося [шн], пиши чн!!!

Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями. Развитие орфографической зоркости

II СЕМЕСТ РУРОК 41Тема.

Цель: формировать у учащихся умение произносить и правильно писать сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ; систематизировать знания правил переноса слов; развивать орфографическую зоркость, связную речь учащихся; воспитывать внимательность, наблюдательность.Тип урока: комбинированный урок.ХОД УРОКАI. Организационный моментII. Проверка домашнего заданияIII. Актуализация опорных знаний учащихся– Прочитайте и отгадайте загадку.В этой гладенькой коробке бронзового цвета спрятан маленький листок будущего лета.

(Почка)– Назовите слова с мягким знаком.

Что обозначает мягкий знак?– Какой звук в слове-отгадке обозначает буква ч?– Мягкость согласного [ч] так нам сегодня очевидна, что трудно пересилить себя и не поставить после него мягкий знак.

Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН

На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Ш — всегда шипящий звук. Шар воздушный сдулся вдруг: Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

На камнях змея шипит: Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш! Море Черное шумит: Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Ж — конечно, звук жужжащий. Это жук жужжит блестящий: Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

А еще жужжит пила: Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж! И летящая пчела: Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

Ч — напомнит этот звук, Как пускает пар утюг: Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч! Обрывает ветер листья: Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ

Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

В начале урока проведём речевую разминку: Ш — всегда шипящий звук.

Шар воздушный сдулся вдруг: Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш! На камнях змея шипит: Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Как вагончики спешат: Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч! Как жалеют малыша: Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч! Щеткой вещи чищу чисто: Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Обрывает ветер листья: Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ! Щ — метем мы мусор щеткой: Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ! Произносим звуки четко: Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные.

Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями.

Развитие орфографической зоркости

⇒ ⇒ II СЕМЕСТ РУРОК 41Тема.

Организационный моментII. Проверка домашнего заданияIII.

Актуализация опорных знаний учащихся– Прочитайте и отгадайте загадку.В этой гладенькой коробке бронзового цвета спрятан маленький листок будущего лета.

Станок по переплавке пластмасс Переработка пластика: не только прибыль, но и пользаКак начать бизнес по переработке пластика?Переработка пластиковых бутылок: перспективы и возможностиОбзор и выбор оборудования для переработки пластмассЧто собой представляет…

Как получить свидетельство о расторжении брака если утеряно Где получить дубликат свидетельства о расторжении бракаКак восстановить свидетельство о расторжении брака при утере в спбКак восстановить утерянное свидетельство о браке, о расторжении брака?Дубликат свидетельства о расторжении…

Какие котельные относятся к 4 классу опасности Утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорийКласс пожарной опасности газовой котельнойПростыми словами: Категории опасностиГазовая котельная…

Семейка на женской зоне Я — мама!Заключенные мечтают о любви и пытаются забеременеть в тюрьме всеми способами«Мам, не переживай, годик посижу и выйду» Женская тюрьма в России: истории трех девушек, почти случайно попавших за решеткуКак устроена жизнь в…

Сколько действует приглашение в украину pan_sapunovПриглашение в УкраинуОформление приглашения на въезд в Украину для россиянyurburo61.ruВъезд на Украину из России: документы, требования, поездка на авто и другом транспортеПриглашение для граждан России в Украину срок…

Что делать если нарушают трудовой договор кому обращаться Что делать, если работодатель нарушает мои трудовые права?Куда обращаться работнику при нарушении его трудовых прав?Куда обратиться при нарушении трудового кодексаКуда пожаловаться на работодателя в случае нарушения трудовых…

Источник: https://adantropov.ru/pravila-proiznoshenija-slov-s-chk-chn-14628/

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: