- Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России
- Особые дети – кто они?
- Как проходит социальная адаптация?
- Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
- Общеобразовательная или спецшкола?
- Государственная помощь детям и родителям
- Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году
- Что такое адаптационная программа
- Программа «Доступная среда»
- Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
- Адаптационная программа «Школа – территория для всех»
- Частная школа «Морозко»
- Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности
- Мнение эксперта
- Часто задаваемые вопросы
- Распространенные ошибки
- Я — гражданин. программа для лиц с овз
- Пояснительная записка
- Понятийный аппарат программы
- Цели и задачи программы
- Ожидаемые результаты реализации программы
- Методы работы
- Социализация детей с ОВЗ
- Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
- Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России
Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.
Особые дети – кто они?
Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:
- зрения,
- слуха,
- речи,
- опорно-двигательного аппарата,
- умственных способностей.
Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.
Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.
Стоит помнить, что каждый особый ребенок уникален и развивать его необходимо не «по общим правилам», а исходя из особенностей его здоровья и психического состояния.
Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как проходит социальная адаптация?
Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью.
В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование.
При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче.
В идеале процедура обучения ребенка – процесс непрерывный.
Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.
В число методов соцадаптации входят:
- общение с учеником, а также консультирование его родителей;
- обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
- сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.
Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.
В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:
- удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
- неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
- неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.
При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:
- ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
- мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
- человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.
Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:
- Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
- Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
Помочь маме, папе и другим домочадцам справиться с некоторыми проблемами может опытный психолог.
- Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
- Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
- Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.
В процессе обучения ребенку с ОВЗ необходима постоянная поддержка взрослых – родителей и учителей.
Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:
- Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
- Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
- Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
- Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.
Общеобразовательная или спецшкола?
Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.
В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.
Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.
Возможно, родителям потребуется переоборудовать квартиру в зависимости от особенностей здоровья ребенка, чтобы облегчить его быт и возможность развивать навыки самообслуживания.
Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:
- привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
- наладить режим дня;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми.
Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.
Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.
Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры соцадаптации детей с теми или иными ограничениями по здоровью. Здесь проводятся не только занятия с ребятами, но и обучение пап и мам, консультации с психологом и т. д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешной социальной адаптации.
Государственная помощь детям и родителям
Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30 апреля 2016 года и Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года.
Узнать о дополнительных льготах, которые положены детям-инвалидам, вы можете в службе соцзащиты.
Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:
- скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
- льготный проезд в городском транспорте;
- скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.
Реабилитация и социальная адаптация детей с инвалидностью – один из вариантов распоряжения средствами материнского капитала (при наличии в семье двух и более детей).
Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:
- ежемесячные выплаты,
- социальная пенсия,
- пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.
Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:
- дополнительные дни отпуска;
- возможность досрочного выхода на пенсию.
Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.
Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.
Источник: https://subsived.ru/lgoty/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ovz
Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году
Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет.
В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни.
В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.
Что такое адаптационная программа
Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.
Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида.
В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся.
Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.
Программа «Доступная среда»
Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.
Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.
Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.
«Доступная среда» в 2020 году | ||
№ | Цели | |
Условно цели можно разделить на:Основные Дополнительные. | ||
1 | Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфере | Увеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:v Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;v Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья |
2 | Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программы | Общение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни |
3 | Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования | |
4 | Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:v обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);v повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации). | |
5 | Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья. | |
6 | Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу. | |
7 | Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами. |
Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.
Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:
- Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
- В других городах помощь выделяется не больше 70%.
В 2020 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.
Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы | ||
№ | Задача | Пояснение |
1 | Доступ к объектам в сфере обслуживания | К сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах. |
2 | Бесплатная медицинская помощь | Представлена в виде:v лекарств, в которых нуждается инвалид;v путевок в санаторий;v Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует. |
3 | Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровья | Данная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:1. Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;2. Обучение инвалидов;3. Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию. |
4 | Получение инвалидности | Объективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу. |
Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:
- Появление квотируемых рабочих мест;
- Увеличение реабилитационных центров;
- Участие в разнообразных мероприятиях;
- Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
- Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
- Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.
Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.
Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.
Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.
Цели и задачи программы | ||
№ | Цель | Задачи |
1 | Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалида | Организовать первоначальную адаптацию детей |
2 | Повышение уровня образовательной подготовки | Исследовать первоначальные возможности всех детей в группе |
3 | Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей |
Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.
Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.
Адаптационная программа «Школа – территория для всех»
Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.
Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.
Как и у любой программы имеются задачи:
- Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
- Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
- Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.
Частная школа «Морозко»
В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:
- Очная – ребенок посещает школу;
- Заочная – на дом приходит педагог.
Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию. «Морозко» предлагает родителям:
- Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
- Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
- Питание 4 раза, исключительно здоровое;
- Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).
График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.
Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности
Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.
Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.
Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.
Цели и задачи адаптационной программы | ||
№ | Цели | Задачи |
1 | Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалиду | Введение работник в обязанности |
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников. |
Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:
- Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
- Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
- Практический – выполнение обязанностей на практике;
- Заключительный – подведение итога.
В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.
Мнение эксперта
«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду ать за продолжение программы после 2025 года.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?
Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно.
Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату.
И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.
Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?
Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.
Распространенные ошибки
Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний
Источник: https://pravo-invalida.ru/adaptacionnye-obrazovatelnye-programmy-dlya-invalidov-v-rf/
Я — гражданин. программа для лиц с овз
Программа по социально — бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин». Автор Никулина Е.А. – специалист по комплексной реабилитации государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».
Пояснительная записка
Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании и развитии способствует также созданию новых адаптивных коррекционных программ по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации в психоневрологических интернатах.
Реабилитация граждан – инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество.
Рабочая программа «Я – гражданин» по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем реабилитационного курса, тематический план, требования к личностным результатам получателей социальных услуг по каждому разделу программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Программа предназначена для граждан – инвалидов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей получателей социальных услуг, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий.
Понятийный аппарат программы
Социально – бытовая адаптация включает в себя:
— информирование и консультирование инвалида по вопросам социально – средовой и социально – бытовой реабилитации и адаптации;— «адаптивное» обучение инвалида по вопросам передвижения ближайшего окружения;— обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию), персональной сохранности, овладению социальными навыками;
— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими.
Социально – средовая реабилитация включает в себя:
— обучение общению;— социальной независимости (самостоятельности);— использование трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам;
— оказание помощи в решении личных проблем.
Прежде, чем назначить мероприятия по реабилитации, необходимо провести диагностику возможностей гражданина – инвалида по выполнению действий по самообслуживанию, общению, способов передвижения (начальная диагностика). Проводятся пробы на выполнение бытовых операций по самообслуживанию (умывание, причесывание, одевание, уборка, уход за одеждой и обувью).
На основании проведенных проб, визуального наблюдения, текущего опроса, качество восприятия информации, с учетом межличностного взаимодействия получатели социальных услуг распределяются на три уровня развития, включающие планирование 3-х модулей.
Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий получателям социальных услуг интерната с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в адаптивном обучении по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе тренинговых занятий, в процессе которых получатели социальных услуг получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется по модулям в течение продолжительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и специалистов по комплексной реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала оказывающих им помощь и поддержку. Курс социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации интегративный, так как содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека. Совместная деятельность специалистов по комплексной реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала, специалистов позволяет достичь желаемых результатов. На тренинговых тематических занятиях необходимо найти правильный тон общения с получателями социальных услуг, говорить доступным языком, проявлять к личности получателя социальных услуг искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.
При проведении занятий по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.
Цели и задачи программы
Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.
Рабочая программа по СБАиССР реализует миссию интерната: «Понять. Принять. Развить и Научить».
Цель курса адаптивного обучения социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации: практическая подготовка получателей социальных услуг в интернатных условиях к самостоятельной жизни и труду, социальному ориентированию, включая их в современные экономические условия, подготовку в незнакомый мир человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей получателей социальных услуг с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи программы:
- С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
- Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
- Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
- Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения курса являются:
Высокий уровень:
- Способствовать выработке личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
- Самостоятельно владеть элементами трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
- Способствовать развитию художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
- Способствовать развитию всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
- Развивать умения, необходимые получателям социальных услуг для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
- Способствовать формированию умений по использованию имеющихся навыков вовремя и в должном месте, обращая внимание на качество выполняемых действий.
Средний уровень:
- Формировать умение ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
- Формировать знания, умения и навыки бытового труда.
- Формировать представления и знания о нормах культуры поведения, способствовать накоплению соответствующего опыта.
- Формировать социальное поведение, умения адекватно общаться, обращаться за
помощью, соблюдать принятые правила приличия.
- Развивать познавательные функции, функции эмоционально – волевой сферы.
- Способствовать повышению коммуникативного общения.
- Способствовать формированию устойчивых навыков при соблюдении последовательности действий.
- Формировать поведенческую потребность в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивать самостоятельность.
Низкий уровень:
- Формировать представления о правилах перемещения в помещении, на территории интерната.
- Воспитывать позитивные качества личности (трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, активность).
- Способствовать закреплению правильных образцов поведения.
- Способствовать оптимизации имеющегося потенциала личности.
Методы работы
Программа реализуется через наиболее эффективный метод работы – тренинг.
Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных задач. При проведении тренинга по социально – бытовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг к изучению материала.
В тренинге сочетаются и интегрируются различные формы, обучения – лекции, разбор ситуаций, упражнения на отработку необходимых навыков, разнообразные по форме практические упражнения и задания, опирающиеся на наглядные опоры, демонстрацию учебных пособий и образцов, технологические карты с целью сравнения и сопоставления готовых работ и образцов изделий, нацеленные на решение конкретных проблем участника.
После чего проводится оценочная (бальная) система, отражающая в журнале проведения тренингов (индивидуальный дневник наблюдений), где возможен анализ и результат проводимых работ с получателями социальных услуг.
В результате обучения по предложенной программе у получателей социальных услуг будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.
Полный текст работы доступен для скачивания в Методической библиотеке СОННЭТ,
раздел Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет
Номер материала в разделе — 11
Я — гражданин. программа для лиц с овз
- На старт, ветераны!
- Готовимся жить самостоятельно
Источник: https://son-net.info/ya-grazhdanin-programma-dlya-lic-s-ovz/
Социализация детей с ОВЗ
Согласно Л.С.
Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный.
Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие.
Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.
Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.
В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.
Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Купить
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.
Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других.
Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
1. Естественно-культурные:
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные:
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание
Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки.
Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!
Купить
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио».
Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.
«Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса.
Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
Пример «портфолио»: Тюляева Т. И. «Портфолио ученика», или папка личных достижений 5-11 классы” Методическое пособие
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/