Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Содержание
  1. Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России
  2. Особые дети – кто они?
  3. Как проходит социальная адаптация?
  4. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
  5. Общеобразовательная или спецшкола?
  6. Государственная помощь детям и родителям
  7. Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году
  8. Что такое адаптационная программа
  9. Программа «Доступная среда»
  10. Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
  11. Адаптационная программа «Школа – территория для всех»
  12. Частная школа «Морозко»
  13. Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности
  14. Мнение эксперта
  15. Часто задаваемые вопросы
  16. Распространенные ошибки
  17. Я — гражданин. программа для лиц с овз
  18. Пояснительная записка
  19. Понятийный аппарат программы
  20. Цели и задачи программы
  21. Ожидаемые результаты реализации программы
  22. Методы работы
  23. Социализация детей с ОВЗ
  24. Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
  25. Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Стоит помнить, что каждый особый ребенок уникален и развивать его необходимо не «по общим правилам», а исходя из особенностей его здоровья и психического состояния.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью.

В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование.

При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче.

В идеале процедура обучения ребенка – процесс непрерывный.

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.

Помочь маме, папе и другим домочадцам справиться с некоторыми проблемами может опытный психолог.

  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

В процессе обучения ребенку с ОВЗ необходима постоянная поддержка взрослых – родителей и учителей.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Возможно, родителям потребуется переоборудовать квартиру в зависимости от особенностей здоровья ребенка, чтобы облегчить его быт и возможность развивать навыки самообслуживания.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры соцадаптации детей с теми или иными ограничениями по здоровью. Здесь проводятся не только занятия с ребятами, но и обучение пап и мам, консультации с психологом и т. д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешной социальной адаптации.

Государственная помощь детям и родителям

Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30 апреля 2016 года и Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года.

Узнать о дополнительных льготах, которые положены детям-инвалидам, вы можете в службе соцзащиты.

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Реабилитация и социальная адаптация детей с инвалидностью – один из вариантов распоряжения средствами материнского капитала (при наличии в семье двух и более детей).

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ovz

Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет.

В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни.

В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.

Что такое адаптационная программа

Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.

Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида.

В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся.

Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.

Программа «Доступная среда»

Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.

Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.

Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.

«Доступная среда» в 2020 году
Цели
Условно цели можно разделить на:Основные                                           Дополнительные.
1Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфереУвеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:v  Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;v  Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья
2Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программыОбщение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни
3Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования
4Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:v  обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);v  повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации).
5Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
6Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу.
7Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами.

Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.

Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:

  1. Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
  2. В других городах помощь выделяется не больше 70%.

В 2020 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.

Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы
ЗадачаПояснение
1Доступ к объектам в сфере обслуживанияК сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах.
2Бесплатная медицинская помощьПредставлена в виде:v  лекарств, в которых нуждается инвалид;v  путевок в санаторий;v  Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует.
3Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровьяДанная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:1.       Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;2.       Обучение инвалидов;3.       Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию.
4Получение инвалидностиОбъективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу.

Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:

  1. Появление квотируемых рабочих мест;
  2. Увеличение реабилитационных центров;
  3. Участие в разнообразных мероприятиях;
  4. Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
  5. Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
  6. Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.

Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»

Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.

Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.

Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.

Цели и задачи программы
ЦельЗадачи
1Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалидаОрганизовать первоначальную адаптацию детей
2Повышение уровня образовательной подготовкиИсследовать первоначальные возможности всех детей в группе
3Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей

Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.

Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.

Адаптационная программа «Школа – территория для всех»

Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.

Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.

Как и у любой программы имеются задачи:

  1. Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
  2. Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
  3. Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.

Частная школа «Морозко»

В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:

  1. Очная – ребенок посещает школу;
  2. Заочная – на дом приходит педагог.

Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию.  «Морозко» предлагает родителям:

  • Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
  • Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
  • Питание 4 раза, исключительно здоровое;
  • Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).

График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.

Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности

Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.

Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.

Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.

Цели и задачи адаптационной  программы
ЦелиЗадачи
1Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалидуВведение работник в обязанности
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников.

Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:

  1. Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
  2. Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
  3. Практический – выполнение обязанностей на практике;
  4. Заключительный – подведение итога.

В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.

Мнение эксперта

«Доступная среда» одна из популярных программ в наше время. С помощью ее введения можно решить множество проблем инвалидов, которые нуждаются в этом. Что для нас кажется легким, то для инвалида может быть невозможным, именно поэтому я буду ать за продолжение программы после 2025 года.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Голикова Т.А.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Необходимо ли инвалиду оплачивать денежные средства для получения адаптационной программы?

Ответ: Если это государственные программы, то финансированием является федеральный и региональный бюджет, в таком случае оплачивать ничего не нужно.

Однако есть те образовательные программы, которые используются в частных центрах (детских садах, разливательных учреждениях, школах) в таком случае необходимо вносить оплату.

И даже в таком случае оплата не будет являть за саму программу, а лишь за посещение частного центра.

Вопрос №2 Если в школе имеется программа адаптации детей инвалидов, могу ли я как родитель с ей ознакомиться?

Ответ: Если школа государственная, то там действует программа, которая соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Иные программы не имеют право на существование в школах государственного образца. В любом случае руководитель школы не будет против ознакомления с программой, так как ничем не рискует.

Распространенные ошибки

Ошибка Другие дети, которые получают образование в классе с инвалидами будут получать меньше знаний

Источник: https://pravo-invalida.ru/adaptacionnye-obrazovatelnye-programmy-dlya-invalidov-v-rf/

Я — гражданин. программа для лиц с овз

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Программа  по социально — бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин». Автор  Никулина Е.А. – специалист  по комплексной реабилитации государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

Пояснительная записка

Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании и развитии способствует также созданию новых адаптивных коррекционных    программ    по   социально – бытовой    адаптации и социально – средовой реабилитации в психоневрологических   интернатах.

Реабилитация граждан – инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности,  материальной и иной независимости и интеграции в общество.

Рабочая   программа   «Я – гражданин» по   социально – бытовой  адаптации и социально – средовой реабилитации представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем реабилитационного курса, тематический план,  требования  к  личностным результатам получателей социальных  услуг  по  каждому разделу программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Программа предназначена для граждан – инвалидов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей получателей социальных услуг, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий.

Понятийный аппарат программы

Социально – бытовая адаптация включает в себя:

— информирование и консультирование инвалида по вопросам социально – средовой и социально – бытовой реабилитации и адаптации;— «адаптивное» обучение инвалида по вопросам передвижения ближайшего окружения;— обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию), персональной сохранности, овладению социальными навыками;

— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими.

Социально – средовая реабилитация включает в себя:

— обучение общению;— социальной независимости (самостоятельности);— использование трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам;

— оказание помощи в решении личных проблем.

Прежде, чем назначить мероприятия по реабилитации, необходимо провести диагностику возможностей гражданина – инвалида по выполнению действий по самообслуживанию, общению, способов передвижения (начальная диагностика). Проводятся пробы на выполнение бытовых операций по самообслуживанию (умывание, причесывание, одевание, уборка, уход за одеждой и обувью).

На основании проведенных  проб, визуального наблюдения, текущего опроса, качество восприятия информации, с учетом  межличностного взаимодействия получатели социальных услуг распределяются на три уровня развития, включающие планирование 3-х модулей.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий получателям социальных услуг интерната с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в адаптивном обучении по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации.

Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе тренинговых занятий, в процессе которых получатели социальных услуг получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется по модулям в течение продолжительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и специалистов по комплексной            реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала оказывающих им помощь и поддержку. Курс социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации интегративный, так как содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека. Совместная деятельность специалистов по комплексной реабилитации в социальной сфере, медицинского персонала, специалистов позволяет достичь желаемых результатов. На тренинговых тематических занятиях необходимо найти правильный тон общения с получателями социальных услуг, говорить доступным языком, проявлять к личности получателя социальных услуг искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.

При проведении занятий по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.

Цели и задачи программы

Цель программы: оказание помощи получателям социальных услуг приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у получателей социальных услуг достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А также способствовать социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, а так же посредством осуществления практических работ.

Рабочая программа по СБАиССР реализует миссию интерната: «Понять. Принять. Развить и Научить».

Цель курса адаптивного обучения социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации: практическая подготовка получателей социальных услуг в интернатных условиях к самостоятельной жизни и труду, социальному ориентированию, включая их в современные экономические условия, подготовку в незнакомый мир человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей получателей социальных услуг с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы:

  1. С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
  2. Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
  3. Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
  4. Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностными результатами изучения курса являются:

Высокий уровень:

  1. Способствовать выработке личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
  2. Самостоятельно владеть элементами трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение  к  оборудованию  и  использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
  3. Способствовать развитию художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
  4. Способствовать развитию всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
  5. Развивать умения,     необходимые     получателям     социальных     услуг для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
  6. Способствовать формированию умений по использованию имеющихся навыков вовремя и в должном месте, обращая внимание на качество выполняемых действий.

Средний уровень:

  1. Формировать умение ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
  2. Формировать знания, умения и навыки бытового труда.
  3. Формировать представления и знания о нормах культуры поведения, способствовать накоплению соответствующего опыта.
  4. Формировать социальное поведение, умения адекватно общаться, обращаться за

помощью, соблюдать принятые правила приличия.

  1. Развивать познавательные функции, функции эмоционально – волевой сферы.
  2. Способствовать повышению коммуникативного общения.
  3. Способствовать формированию устойчивых навыков при соблюдении последовательности действий.
  4. Формировать поведенческую потребность в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивать самостоятельность.

Низкий уровень:

  1. Формировать представления о правилах перемещения в помещении, на территории интерната.
  2. Воспитывать позитивные качества личности (трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, активность).
  3. Способствовать закреплению правильных образцов поведения.
  4. Способствовать оптимизации имеющегося потенциала личности.

Методы работы

Программа реализуется через наиболее эффективный метод работы – тренинг.

Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных задач. При проведении тренинга по социально – бытовой реабилитации главный акцент делается на личностное отношение каждого получателя социальных услуг  к изучению  материала.

В тренинге сочетаются и интегрируются различные формы, обучения – лекции, разбор ситуаций, упражнения на отработку необходимых навыков, разнообразные по форме практические упражнения и задания, опирающиеся на наглядные опоры, демонстрацию учебных пособий и образцов, технологические карты с целью сравнения и сопоставления готовых работ и образцов изделий, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

После чего проводится оценочная (бальная) система, отражающая в журнале проведения тренингов (индивидуальный дневник наблюдений), где возможен анализ и результат проводимых работ с получателями социальных услуг.

В результате обучения по предложенной программе у получателей социальных услуг будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Полный текст работы доступен для скачивания в Методической библиотеке СОННЭТ,

раздел Программы для работы с пожилыми людьми и инвалидами старше 18 лет

Номер материала в разделе — 11

Я — гражданин. программа для лиц с овз

  • На старт, ветераны!
  • Готовимся жить самостоятельно

Источник: https://son-net.info/ya-grazhdanin-programma-dlya-lic-s-ovz/

Социализация детей с ОВЗ

Программа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Согласно Л.С.

Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный.

    Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.

  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие.

    Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.

Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других.

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

1. Естественно-культурные:

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

2. Социально-культурные:

  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки.

Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Купить

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио».

Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.

«Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса.

Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Пример «портфолио»: Тюляева Т. И. «Портфолио ученика», или папка личных достижений 5-11 классы” Методическое пособие

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: