Проведение государственной экспертизы условий труда

Содержание
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда – читать на 9111.ru
  2. Когда?
  3. Кто уполномочен производить экспертизу
  4. ФЗ: условия работы
  5. В каких случаях требуется государственная экспертиза
  6. Особенности
  7. Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
  8. Государственная экспертиза условий труда: что это и порядок проведения
  9. Что такое государственная экспертиза условий труда?
  10. Когда необходима экспертиза?
  11. Функции и цель экспертизы
  12. Порядок действий при экспертизе
  13. Результаты рассмотрения
  14. Заключение экспертизы
  15. Государственная экспертиза условий труда
  16. Что такое госэкспертиза условий труда
  17. Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
  18. Цели государственной экспертизы условий труда
  19. Основания проведения экспертизы
  20. Государственная экспертиза условий труда: понятие, проведение | Правоведус
  21. Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?
  22. Это важно знать
  23. Кто может проводить экспертизу условий труда?
  24. Причины отказа в предоставлении госуслуги
  25. Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда – читать на 9111.ru

Проведение государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках охраны труда.

Это мероприятие с точки зрения государственной политики – одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны.

Органы государственной экспертизы условий труда – это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.

Когда?

Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.

Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации – профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала.

Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха.

Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.

Кто уполномочен производить экспертизу

Услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда могут проводиться различными учреждениями. Необходимыми полномочиями обладают:

  • трудовая инспекция;
  • промышленный надзор – в сфере предприятий, работающих с химической или металлургической продукцией;
  • Энергонадзор – при проверке компаний, занимающихся добычей энергетических ресурсов;
  • Атомнадзор – актуален для предприятий, деятельность которых напрямую связана с атомной энергетикой и ядерными материалами;
  • Санэпиднадзор;
  • учреждения регионального уровня, обладающие полномочиями в вопросе подобных проверок (полные наименования отличаются в субъектах страны).

Срок проведения экспертизы ограничен. Период проведения составляет 30 календарных суток с момента утверждения запроса. При необходимости временной отрезок может быть продлен максимум на 60 дней.

Законодательство РФ выделяет основные обязанности контрольно-надзорных учреждений. В их число включается:

  • составление отчетного документа о результатах проверки;
  • обеспечение объективности и обоснованности итоговых результатов;
  • обеспечение целостности документации, принятой на исследование от предприятия;
  • обеспечение конфиденциальности информации, полученной при проведении проверки.

Уполномоченные на выполнение аудита ответственные лица обладают правом требования нужной для осуществления процедуры документации на безвозмездной основе. Помимо этого, им предоставлена возможность проведения различных наблюдений, измерений, расчетов и т.д., необходимых для выполнения поставленных задач. Руководитель проверяемой организации не вправе отказать им в этом.

ФЗ: условия работы

Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.

Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426.

Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией.

Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.

В каких случаях требуется государственная экспертиза

Причин, вследствие которых может проводиться государственная оценка условий труда на предприятии, много. Основные из них заключаются в проверке:

  • качества контроля влияния вредных и опасных факторов на условия труда и осуществления мероприятий для снижения рисков персонала;
  • соблюдения прав и гарантий сотрудников организации;
  • качества оборудования, его целостности и т.д.

Конкретные ситуации, требующие обязательного проведения описываемого исследования, зависят от вида деятельности организации, ее статуса, лица-инициатора и т.д.

Особенности

Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании.

Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами.

Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.

В своей работе чиновники, чья задача – государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда — это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК).

В комментируемой статье определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную экспертизу.

Особенности осуществления экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда, предусмотрены Законом о специальной оценке условий труда, положениями которого определены органы, осуществляющие экспертизу качества специальной оценки условий труда, основания для ее проведения, условия взимания платы, правила урегулирования разногласий по вопросам проведения указанной экспертизы, установлена обязанность передачи результатов экспертизы в информационную систему учета и порядок ее осуществления (ст. 24, ч. 3 ст. 18).

Согласно ч.

1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Источник: https://cz-kch.ru/ohrana-truda/gosekspertiza-uslovij.html

Государственная экспертиза условий труда: что это и порядок проведения

Проведение государственной экспертизы условий труда

Найм Труда > Охрана труда > Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы

Для осуществления надзора за соблюдением предприятиями и организациями норм трудового законодательства, нормативов, содержащих условия безопасности труда, на предприятиях осуществляется государственная экспертиза условий труда.

Что такое государственная экспертиза условий труда?

Для чего нужна такая экспертиза?

Государственная экспертиза условий труда представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на установление фактов нарушения или соблюдения норм, предусмотренных трудовым законодательством.

Осуществление проверки направлено на установление:

  1. Соответствия условий трудовой деятельности сотрудников;
  2. Соответствия процедуры предоставления сотрудникам установленных компенсаций и предусмотренных гарантий, когда их трудовая деятельность осуществляется в условиях, отвечающих признакам вредности или опасности;
  3. Соответствия условий трудовой деятельности, установленных непосредственно на месте работы конкретного сотрудника.

Государственными структурами, имеющими полномочия по осуществлению исследования, признаются:

  • территориальные подразделения федеральной инспекции труда, осуществляющие надзорную и контрольную деятельность в сфере соблюдения норм трудового законодательства, и других законодательных норм, относящихся к области труда;
  • органы исполнительной власти конкретного региона, наделенные полномочием осуществлять деятельность в области охраны труда.

Субъектами, которые обладают правом обращения за организацией оценки, признаются:

  1. Работодатель;
  2. Сотрудник;
  3. Представительный орган сотрудников, созданный в организации;
  4. Уполномоченный орган.

Когда необходима экспертиза?

Инициировать экспертизу могут и работники, и работодатель.

Выделяют следующие случаи, при наступлении которых указанные лица инициируют организацию проведения исследования условий трудовой деятельности:

  • работодатель имеет право обратиться с требованием осуществления оценки труда:
  1. При сокращении затрат на перечисление сотрудникам компенсационных средств и предусмотренных гарантий. Обращение за организацией исследования по такому основанию допускается тогда, когда работодатель считает, что установленные льготы на предприятии не соответствуют нормам труда. Когда это подтверждается проведенным исследованием, на работодателя возлагается проведение дополнительной оценки трудовых условий. Только на основании её результатов допускается изменение размера предоставляемых компенсаций и гарантий;
  2. При несогласии с итогами, сделанными в процессе осуществления проверки должностного лица, отраженными в документе об устранении допущенных нарушений в сфере предоставления трудовых льгот, сотрудникам, занятым на производстве отвечающем признакам опасности и вредности;
  • работники или представительный орган сотрудников могут обратиться с заявлением о необходимости осуществления исследования при наступлении следующих обстоятельств:
  1. Когда непосредственные условия трудовой деятельности не соответствуют нормам, предусмотренным в законе;
  2. В случае несоблюдения норм закона о предоставлении трудовых гарантий, для отдельных категорий работников, а также в случае предоставления гарантий не в полном объеме;
  • орган, обладающий соответствующими полномочиями, инициирует проведение процедуры оценки, если:
  1. В случае выявления на основании взаимодействия с другими органами государственной власти, несоблюдения норм, касающихся непосредственных условий труда на трудовых местах;
  2. В случае выявления неправильности вносимых обязательных взносов за сотрудников. Выявление этого факта происходит путем обращения территориального органа Пенсионного фонда в инспекцию по труду с заключением о несоблюдении закона.

Обратите внимание на то, что в случаях обращения конкретного работника в связи с тем, что условия его трудовой деятельности не соответствуют закону, проверка проводится только в месте его труда.

Когда в орган обратился не работодатель, то его уведомление перед осуществлением проверки не производится.

Проведение исследования осуществляется как на возмездной, так и на безвозмездной основе (зависит от основания проведения исследования, а также непосредственных исследований, проведенных должностным лицом).

Безвозмездно осуществляется проведение исследования для выяснения:

  • оценки непосредственных условий трудовой деятельности;
  • оценки верности предоставляемых гарантий и компенсационных выплат.

Функции и цель экспертизы

Проводится оценка условий работы.

Выделяют несколько функций проведения подобного рода экспертизы:

  1. Осуществление контроля над условиями трудовой деятельности лиц, за правильностью осуществления аттестации рабочих мест, верностью перечисления компенсационных выплат в связи с деятельностью в тяжелых и вредных условиях;
  2. Осуществление разработки правовых актов, которые содержат предложения о включении предприятий в конкретный класс риска;
  3. Написание заключений для судебной инстанции, осуществляющей рассмотрение судебных дел, связанных с ликвидацией организаций, нарушающих требования закона в сфере охраны и установления условий трудовой деятельности;
  4. Организация и осуществление проверки на объектах, которые строятся или реконструируются, для проверки соответствуют ли организованные рабочие места требованиям закона;
  5. Обеспечение для работников законных условий трудовой деятельности, обеспечение защиты прав, когда они нарушаются со стороны работодателя.

Выполняя вышеуказанные задачи, преследуются следующие цели осуществления экспертизы:

  • проверка качества осуществленных аттестаций в отношении имеющихся на производстве рабочих мест;
  • проверка правильности предоставляемых гарантий, компенсаций в соответствии с вредными или опасными условиями, имеющимися на предприятии;
  • проверка соответствия проектов, разработанных при реконструкции или строительстве новых рабочих объектов, имеющие рабочие места;
  • проверка непосредственных условий трудовой деятельности, организованных на трудовых местах на которых случились несчастные случаи с работниками, а также условий предшествовавших несчастному случаю на предприятии.

Порядок действий при экспертизе

Необходимо составить заявление.

Общий период осуществления исследования равен одному месяцу. Когда этого времени не достаточно, допускается увеличение этого срока, но не более чем на два месяца.

Если с инициатором проведения исследования трудовых условий выступает не уполномоченный орган, необходимо направить заявление, имеющее письменный вид.

В документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Наименование заявителя или его ФИО;
  2. Адрес места нахождения предприятия, или проживания физического лица;
  3. Наименование объекта производимого исследования;
  4. Информация об экспертизах, проводимых ранее (если они были проведены);
  5. Сведения о трудовом месте лица, занимаемой им должности;
  6. Информация об осуществлении оплаты экспертизы (когда необходима).

Если с заявлением обращается работодатель по вопросам предоставления компенсаций и гарантий, предоставляется следующая информация:

  • отчеты, содержащие данные о ранее проведенной специальной оценке трудовых условий;
  • договоры с представительным органом сотрудников, коллективные соглашения, действующие на предприятии;
  • трудовое соглашение между конкретным сотрудником и организацией;
  • перечень лиц, которые проходят медицинские комиссии;
  • заключения о проведенных медицинских комиссиях (предоставляются только копии);
  • документы, принятые предприятием на локальном уровне;
  • при подаче документов, имеющих электронный вид, они должны быть снабжены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что на сегодняшний день допускается подача заявления с помощью портала «Госуслуги». В случае подачи заявления с помощью электронного сервиса можно отследить ход административных процедур в отношении поданного заявления.

Если проведения исследования осуществляется на возмездной основе, то её оплата должна быть осуществлена до момента обращения с заявлением.

Когда необходимо исследование вредных факторов, то оплата лабораторий, осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от должностного лица.

Обратите внимание, если оплата не будет произведена в порядке и в срок, которые установлены, должностное лицо имеет основание отказать в проведении исследования.

Поданный документ должен быть зарегистрирован. Его рассмотрение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с момента его принятия и регистрации.

Результаты рассмотрения

Несколько вариантов после рассмотрения заявления.

После рассмотрения представленных сведений, принимается одно из следующих решений:

  • проведение исследования;
  • отказ в осуществлении экспертизы.

Решение об отказе принимается, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Непредставление всех требующихся данных;
  2. Непредставление дополнительных сведений или документ, когда проведение исследования без них не представляется возможным;
  3. Внесение недостоверной информации или представление ложных документов.

Когда результатом рассмотрения поданного заявления является решение о проведении исследования, то его организация осуществляется экспертом единолично, либо экспертной комиссией.

Обратите внимание на то, что уполномоченное лицо на проведение исследования имеет право запросить недостающую для полноты выводов информацию. Когда такая информация не представлена, должностное лицо имеет право отказать в осуществлении исследования.

Не допускается к проведению исследования лицо, которое может быть заинтересовано в его результатах.

При осуществлении исследования, на должностное лицо возложены следующие обязанности:

  1. Составить заключение, в котором излагаются выявленные нарушения на предприятии, или сведения о том, что нарушений нет;
  2. Изложить выводы на основании принципов объективности и обоснованности;
  3. Сохранить все материалы и документы, которые были представлены заявителем, а также не допустить разглашения содержащихся в них данных.

Законом, уполномоченным сотрудникам, занимающимся проведением исследования, предоставлены следующие полномочия:

  • при предъявлении удостоверения эксперта проходить на территорию предприятия, для получения данных в момент проведения исследования;
  • получать сведения, а также документы, которые требуются для проведения исследования, а также для формулирования объективных выводов;
  • получать требующиеся данные осуществляя наблюдение, расчеты, измерения;
  • привлекать, если для этого возникает необходимость лаборатории, имеющие аккредитацию, полученную в установленном для этого порядке.

Заключение экспертизы

Выдается в двух экземплярах.

Результатом государственного исследования, проведенного уполномоченным лицом или комиссией является составленное ими заключение.

В документ вносятся следующие сведения:

  1. Наименование государственного органа, проводившего исследование, с указанием начальника и должностных лиц, участвовавших в осуществлении исследования;
  2. Регистрационные данные заявления;
  3. Сведения о лице, выступавшим заявителем;
  4. Период времени проведения исследования;
  5. Объекты исследования;
  6. Список документов, которые были представлены обратившимся;
  7. Выводы о результатах экспертизы.

Когда во время проведения исследования, должностным лицом были выявлены несоответствия требованиям закона, они подробно излагаются. В документ вносится ссылка, с указанием полных данных о нормативно – правовом документе, который нарушается.

Обратите внимание, если исследование проводилось комиссией, решение принимается посредством ания большинством. Принятое решение должно быть отражено в протоколе заседания.

Документ должен иметь два экземпляра. Он должен иметь подпись эксперта.

Один экземпляр должен быть передан не позднее трех дней с момента составления лицу, обратившемуся с заявлением о проведении.

Если заявление было подано с помощью электронного сервиса «Госуслуги», то документ направляется либо с помощью почтовой связи на бумажном носителе, либо на адрес электронной почты.

Помните, в случае утери заключения, заинтересованное лицо имеет право получить дубликат документа.

Из этого видео вы узнаете о специальной оценке условий труда.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

Государственная экспертиза условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека.

Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.

1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).

Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда.

Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество.

Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij-truda.html

Государственная экспертиза условий труда: понятие, проведение | Правоведус

Проведение государственной экспертизы условий труда

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.

1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников; 
  2. качества реализации специальной оценки условий труда; 
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда. 

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены. 
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется. 
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор. 

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда; 
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права. 

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц); 
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством; 
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы. 

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении; 
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них. 
  1. Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г. 
  2. Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

  • на официальном сайте Роструда; 
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг; 
  • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг. 

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда; 
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления. 

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда.

Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг.

При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента; 
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента; 
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений. 

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги; 
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке; 
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги. 

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы. 
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги. 

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).

Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги – если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу – оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1.  оплаты труда в повышенном размере; 
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели; 
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством. 

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.

Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены. 

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде.

Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.

Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/employment/gosudarstvennaya-ekspertiza-usloviy-truda/

Закон-Указ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: